В 80-е годы представления большинства советских граждан о мобильной связи ограничивались картинками «миниатюрных» радиотелефонов, мелькавшими в кадрах немногочисленных западных боевиков. «Живут же люди», — вздыхали некоторые, привычно, но с оглядкой и втихомолку костеря родной «застой» за неспособность «догнать» и «перегнать».
Тем не менее, хотя вожделенных носимых «трубок» у нас в советское время и не было, определённый слой советских людей было знаком с мобильной телефонной связью не понаслышке. Персональные «членовозы», Волги чиновников рангом пониже и УАЗики оперативных служб, оснащались автомобильными радиотелефонами.
Автомобильная радиотелефонная связь того времени лишь отдалённо напоминает современную сотовую. Но инженеров, разрабатывавших и внедрявших эту систему, сегодня во всём мире считают пионерами. В числе первых они создавали основу для появления и развития всех известных поколений сотовой связи.
Предтечей её на Западе считают Ларса Эрикссона. В 1910 году изобретатель установил в своём автомобиле телефонный аппарат, который можно было подключить к телефонной линии, окажись столбы с проводами поблизости.
Сомнительное, согласитесь, первенство. Чем лазить по столбам и без спросу подключаться к чужим линиям, не проще ли подъехать к оборудованной телефоном ферме или магазину, чтобы позвонить оттуда?
Возможно, чтобы застолбить первенство, легенду придумали позже, когда в 1956 году фирма «Эрикссон» продала в Швеции свою первую автоматическую мобильную телефонную систему «А». Её аппараты весом 40 кг, конечно же, не предназначались для ношения в кармане.
За 10 лет до этого советские инженеры Г. Шапиро и И. Захарченко испытали собственный радиотелефон, включенный в общую телефонную сеть. Но проект, несмотря на успешные опыты, не получил распространения. Возможность телефонных звонков почему-то не понравилась ни скорой помощи, ни пожарным. Спецслужбы предпочли развивать собственные системы, не связанные с сетями общего пользования.
Ещё один забытый советский проект — детище Леонида Куприяновича, портативный радиотелефон ЛК-1, представленный в 1957 году. Его мобильная часть весила 3 кг и поддерживала связь с базовой станцией на расстоянии до 30 км.
Прототип карманного варианта, весивший всего 500 г, изобретатель продемонстрировал в 1958 году. О результатах его испытаний, к сожалению, ничего неизвестно, но сохранились фотографии.
Возможно, изобретения одиночек остались в СССР без внимания потому, что в 1958 году началась «настоящая» разработка системы мобильной связи «Алтай». Именно её аппаратами с 1963 года стали оснащаться автомобили советской элиты.
К середине 80-х «Алтай» развернули в десятках городов страны. Расширению востребованной системы мешало конструктивное ограничение на количество абонентов. Чтобы его преодолеть, создали «Волемот».
В разработке принимали участие конструкторские подразделения из Воронежа, Ленинграда, Молодечно и Тернополя. Название новой системы скомпоновали из первых букв названий этих городов.
Развёрнутый в нескольких местах России в середине 90-х, «Волемот» эксплуатировался примерно полтора десятилетия, но, как и «Алтай», не выдержал конкуренции с сетями «настоящей» сотовой связи.
Первая такая сеть — её принято называть сетью нулевого поколения, или 0G — была развёрнута в Финляндии в 1971 году. Сегодня по всему миру внедряются сети 5G. Сколько поколений ещё впереди? Какое влияние они окажут на людей и экономику? Поживём — увидим.