Надо заметить, что централизованное уличное освещение — изобретение заграничное.
Известно, что в 1558 году в Париже вышел особый указ, предписывающий зажигать на углу каждой улицы специальные горшки со смолой.
А вот в Российской империи подобное постановление вышло в ноябре 1730 года. В нём указывались места, где должны были располагаться в Москве специальные светильники в стеклянных колбах.
Здесь скептически настроенные граждане могут заметить, что, мол, и тут наша страна плелась в конце мировых тенденций прогресса. Однако следует пояснить, что речь идёт о регулярном (централизованном) освещении. Фонари в Москве (и не только), конечно же, были. И довольно много. Но это были, скажем так, частные инициативы.
Кроме того, надо помнить, что если Париж или Лондон были преимущественно каменными, то Москва, как и другие русские города — деревянной. Вот и не ставили на наших улицах никаких плошек со смолой (или ещё чего), чтобы от дуновения ветра не полыхнуло сразу несколько деревянных улиц.
А в 1730 году уже появились довольно безопасные уличные фонари — жестяные изделия со стеклянным колпаком, наполненные конопляным маслом. Эти фонари оказались и самыми долговечными — они простояли на улицах города почти 130 лет.
В первой половине ХIХ столетия технические новшества пришли и в сферу уличного освещения. Городская дума Москвы повелела использовать в фонарях спиртово-скипидарную смесь как дешёвую замену конопляному маслу. Однако это нововведение не прижилось. Говорят, фонарщики стали красть спирт, из-за чего фонари горели плохо и сильно коптили.
В результате (с появлением доступного по цене керосина) московские власти решили перевести всё уличное освещение Москвы на керосиновые фонари. Случилось это в 1863 году, после принятия соответствующего постановления властями города.
Керосиновые фонари тоже довольно долго прослужили для нужд Москвы. Известно, что последний такой светильник погас на улицах города в 1928 году, то есть во времена НЭПа.
Кстати, очень долго существовали нормы для одного фонарщика: за смену он обязан был обслужить 15 фонарей.
Интересно будет узнать, что в 1856 году в Москве впервые зажглись электрические светильники. Ну, были это, конечно же, не современные лампочки, а дуговые. В тот раз изобретатель Шпаковский разместил на башнях Кремля десять своих ламп и зажёг их, к большому удивлению и радости горожан.
Как это ни странно, для керосиновых ламп тоже существовали определённые стандарты, ведь керосин пытались разбавлять как фонарщики, так и продавцы жидкого топлива.
Для проверки качества освещения ночью по улицам Москвы передвигалась специальная карета с зажжённым в ней эталоном освещения! А ещё в этой карете был простой, но эффективный фотометр и прибор для определения среднего расхода керосина.
В 1873 году для освещения городских улиц решили применять светильный газ. Он давал более яркий свет, и власти думали, что в течение двух-трёх лет газовые светильники вытеснят керосиновые.
Однако этого не произошло, и оба типа светильников сосуществовали до советского времени. Если последний керосиновый фонарь исчез в 1928 году, то последний газовый — в 1932 году.
Ну, а после этих событий улицы Москвы (и других наших городов) стали освещаться исключительно с помощью электрических лампочек.