Многие исследователи аргументированно доказывают, что крепкие спиртные напитки Русь (Россия) узнала довольно поздно. Вообще есть сведения, что процесс получения спирта (дистилляция) был известен уже в Древнем Египте. Утверждение достаточно спорное, при этом подтверждено оно противоречивыми документами.
Но известно точно: процесс перегонки знали древние арабы, от которых это дело постепенно перекочевало в Европу.
В России же, как известно, крепкие напитки не жаловали. Наши предки варили мёд (слабоалкогольный напиток), пиво, а также употребляли вино, доставляемое из Греции. Причём вино это (по греческой же традиции) обычно разбавляли водой.
Известно, что в 1386 году в Москву прибыли генуэзские купцы, двигавшиеся из Кафы (нынешняя Феодосия) в Литву, бывшую в ту пору довольно сильным государством. У этих купцов с собой была аквавита — винный спирт, полученный из закисшего виноградного вина. Полученный при помощи той самой перегонки и дистилляции, которая прижилась в Европе.
Наши предки напиток опробовали и вынесли однозначное решение: аквавита очень крепкая, и использовать её следует в медицинских целях, и разбавленную водой.
- Вот так и получилось, что аквавита (изначально спирт) была разбавлена водой, после чего через некоторое время и появилось название «водка».
Долгое время водка действительно применялась в медицинских целях, причём получалось так, что, по сути, один и тот же крепкий напиток продавался одновременно в аптечных лавках и в винных. При этом в первом случае водка именовалась водкой, во втором — вином.
В середине ХV столетия (то есть лет эдак через 70 после появления аквавиты на Руси) наши местные умельцы научились получать спирт из отечественного сырья — пшеницы или ржи. Появилось так называемое хлебное вино.
- В связи с этим (и не только) Иван III, великий князь Московский, в 1472—1478 годах ввёл государственную монополию на производство и продажу водки (хлебного вина). Отнынекрепкий алкоголь стал существенным пополнением государственной казны.Реклама
В 1533 году в столице появился и первый «царёв кабак». В конце ХVI столетия местным властям в разных регионах страны было предписано продавать крепкие спиртные напитки исключительно в царских торговых точках, то есть кабаках. И потекли тогда денежки в бюджет страны…
Историки утверждают, что в России производство алкоголя высокой крепости шло особенным образом. Наши соотечественники получали различные виды спиртов, но не добивались какой-то умопомрачительной крепости. Наоборот, русские люди разбавляли спирт водой, разными травяными сборами, настаивали на ягодах и так далее. Шло это от старых традиций неспешно пить пиво или «мёд» (слабоалкогольный напиток).
То есть для наших предков алкогольные напитки были частью длинных посиделок, разговоров, каких-то развлечений, но не способом быстро напиться.
В Европе же крепость алкоголя считали признаком его чистоты и некоего благородства, поэтому и делали там много напитков непривычной поначалу крепости. И коньяк там разбавлять, чтобы сделать его менее крепким, не додумались.
Кстати, из горячительных напитков наш славный Пётр Первый предпочитал анисовую водку.
При Екатерине Второй были введены некоторые послабления в плане производства водки. Послабления эти заключались в том, что дворянству разрешалось производить водку (и не только) для нужд домашнего потребления. Это право было закреплено указом от 31 марта 1755 года.
В результате этого нововведения появились местечковые крепкие напитки исключительно высокого качества, ведь для домашнего потребления хочется сделать всё самое лучшее. Известно, например, что в эти годы водку очищали только естественными белками — молоком либо яичным белком.
Вот так и получилось, что к концу ХVIII столетия водка действительно стала одним из символов страны.