Как в годы Второй мировой войны использовали диверсионные катера?

Реклама
Грандмастер

В нашем мире повелось так, что человек на Земле — главная ценность. Это утверждение можно отнести и к войне. В самом деле, без человека не тронется с места танк. И не выстрелит пушка. И не начнёт бомбить неприятеля с воздуха самолёт. Поэтому своих людей на войне следует беречь, чтобы они побольше уничтожили вражеских солдат.

Скорее всего, именно такой логикой руководствовался французский инженер военной техники Шово, предлагая в 1927 году диверсионный катер… без команды!

Шово предложил конструкцию быстроходного катера с определённым боезапасом на борту. Катера управлялись с помощью команд по радио и снабжались двумя довольно мощными моторами по 180 лошадиных сил каждый. Однако в серию новые диверсионные суда так и не пошли.

В отличие от французов, к диверсионным быстроходным катерам проявили большой интерес итальянцы.

В 1936 году, в преддверии Второй мировой войны, итальянцы создали быстроходный катер с двигателем в 95 лошадиных сил. Этот двигатель, кстати, поставляла фирма «Альфа-Ромео». Интересно и то, что двигатель на катере легко поднимался, то есть в таком положении можно было преодолевать различные заграждения на пути к вражеским кораблям.

Реклама

На катер устанавливали заряд взрывчатки весом в 330 килограммов. Посередине катера равномерно были распределены пороховые заряды — так, чтобы при взрыве он разламывался пополам и тонул. При столкновении такого катера сначала срабатывал ударный взрыватель. Вражеский корабль получал повреждение, но и сам катер также начинал уходить под воду.

Реклама

И тут через некоторое время срабатывал гидростатический взрыватель и гремел второй взрыв. Так как он происходил в воде, ниже ватерлинии, в непосредственной близости от атакуемого корабля, то последний просто обязан был затонуть.

Так и получилось на испытаниях, когда старенький итальянский крейсер «Куарто», переделанный в мишень, подвергся нападению диверсионного катера и был им потоплен.

Реклама

Ну, и самое главное — наводился описываемый итальянский катер на цель специально обученным человеком. Такой диверсант подводил судно к объекту нападения, включал максимальную скорость, а затем у него оставалось не более минуты, чтобы покинуть катер.

Для этого пилот катера откидывал сиденье, на котором сидел, и снимал с него деревянную спинку. Она служила эдаким плотиком, пока пилот болтался в море и ждал, когда его заберут товарищи со вспомогательного судна. Обычно это происходило довольно шустро.

В общем, итальянское военное руководство сочло новый диверсионный катер отличным оружием (почти беспилотным) и приняло его на вооружение.

Дебют, скажем так, описываемого

Реклама
вооружения состоялся в ночь с 25 на 26 марта 1941 года близ острова Крит. В этот день итальянское вспомогательное судно скрытно (ночью) приблизилось к острову, где базировались английские военные корабли. С этого судна спустили на воду 6 диверсионных катеров со взрывчаткой. После этого итальянские пилоты направили свои катеры к выбранным целям, а сами спрыгнули в воду и были благополучно подобраны.

Результатом этой необычной военной акции стало уничтожение британского крейсера «Йорк» и парочки танкеров с таким необходимым для флота горючим.

Реклама

Итальянцы радостно потирали руки, но совсем скоро от этой радости не осталось и следа. Дело в том, что англичане захватили один из диверсионных катеров противника и быстро поняли, как следует обороняться от этой напасти.

Результатом анализа англичанами своих уязвимых мест стал провал итальянской операции по нападению на Мальту в июле 1941 года. Англичане смогли ещё на подходе уничтожить половину диверсионных катеров, а утром их авиация довершила начатое. Из всей итальянской группы судов домой вернулась лишь яхта-носитель «Диана».

После такого расклада итальянцы поостыли. Они, правда, пытались задействовать диверсионные катеры в Крыму в 1942 году, но там из этого ничего не вышло. Советские корабли достойно отбили атаки итальянских судёнышек.

Реклама

Немцы, кстати, обратили на диверсионные беспилотные катера своё внимание лишь в конце войны. Но тут гитлеровские конструкторы пошли дальше итальянцев.

Они ставили на свои суда весьма мощные моторы и хороший запас взрывчатых веществ. А ещё управление такими диверсионными катерами происходило с помощью радиокоманд. Более того, в самом конце войны гитлеровское инженеры выдали катер с реактивным двигателем.

Впрочем, немецкие разработки делались в некоторой спешке и существовали лишь в виде экспериментальных образцов. Да и не могли они в конце войны значительно повлиять на её исход.

Реклама