В середине XVII века в Риме проживала некая Джулия Тофана. Перебралась она в Вечный город из Палермо и иногда навещала свою малую Родину, где на нее смотрели косо. Мать этой дамы Теофания ди Адамо была аптекаршей и отравила своего супруга мышьяком. В 1633 году ее судили как ведьму и сожгли.
Дочь злодейки удалась красавицей, потому нехорошая история родительницы не помешала некому могущественному лицу, по некоторым сведениям обладавшему духовным званием, взять девушку под свое покровительство. Любовные приключения с сильными мира сего позволили Джулии завести нужные знакомства, обзавестись жильем в Риме и безбедно жить вместе со своей дочерью Джироламой Спера.
Знатные римлянки были хорошего мнения о госпоже Тофане. Она всегда готова была выслушать их жалобы на невеселую жизнь рядом с нелюбимыми мужьями. Единственным средством от всех напастей старшая подруга считала молитву и
Вода Тофаны
На самом деле никакие святыни Джулия не посещала. Содержимое пузырьков, украшенных изображениями святых, разливалось непосредственно в доме Тофаны. Стареющей куртизанке были нужны деньги — привычка жить на широкую ногу с годами не исчезла.
Способ обогащения не нужно было долго выдумывать, ведь в Палермо родительница посвящала дочь в свои тайны, признаваясь, что яд помог ей не только получить в наследство аптеку, но и приносил неплохую прибыль.
Для изготовления отравы Джулия использовала диоксид мышьяка, свинцовую стружку, сурьму и ядовитые растения. Все компоненты помещались в воду и подвергались ряду манипуляций, призванных создать прозрачную, смертельно опасную жидкость, не обладавшую ни запахом, ни вкусом.
К 1640 году рецепт был доведен до совершенства. Желая достичь промышленных масштабов производства, злодейка привлекла к своей работе дочь. Молодой помощнице доверялась и доставка продукта заказчицам. Позже эта отрава получит название aqua tofana — вода Тофаны.
Покупатели
Травить богачей — дело прибыльное, но очень опасное. В XVII веке каждая из потенциальных жертв могла обратиться к медикам, которых преступница побаивалась.
Первую крупную партию убийственного раствора Тофана реализовала через любовника-монаха. Набожные господа не спешили направить свою жертву к врачам, убеждали лечиться молитвами и все той же святой водой. Мало кто из подруг Джулии получил заветный пузырек и стал обеспеченной вдовой.
Ситуация изменилась в 1656 году, когда в крупных городах Италии вспыхнула чума. Смерти перестали быть чем-то из ряда вон выходящим, а врачебная экспертиза тела покойника стала столь опасна, что проводить ее никто бы не решился. Теперь отравительница торговала своим смертоносным зельем с размахом.
Под подозрением
Симптомы отравления не походили на чуму. Вкусивший яд человек несколько недель мучился болями в животе и лихорадкой, но симптоматика отличалась от классического отравления мышьяком и больше напоминала кишечную инфекцию.
Участившиеся случаи непонятного заболевания среди состоятельных граждан привлекли внимание медиков. Несколько раз им в руки попадала отравленная пища. Сомнений в том, что в городе орудует убийца, не осталось. Тофана попадала под подозрение как близкая подруга семейств, где был обнаружен яд.
И вот в дом преступницы пожаловали стражи порядка. Хозяйка понимающе отнеслась к требованию предъявить к осмотру свое имущество. Она заявила, что верит в высшую справедливость, что злодей не уйдет от кары Господней. Когда сыщики обнаружили у Джулии огромное количество пузырьков, украшенных изображением святого Николая, им стало стыдно. Никто из них не решился трогать реликвии немолодой набожной дамы.
Разоблачение
Найти убийц удалось, когда графиня Кери, боясь, что яд не подействует, вылила в тарелку супругу все содержимое пузырька. Смерть наступила мгновенно, что удивило всех. Родственники покойного настояли на тщательном расследовании смерти родного человека и выяснили, кто чаще всего наведывался в дом графини. Результатом стало задержание Сперы. При ней был яд, который она должна была доставить очередной приятельнице своей матери.
Узнав о том, что дочь попала в руки правосудия, Джулия бежала в Палермо и попросила убежища в монастыре. Обладая связями среди духовенства, она знала, что тамошний епископ в ссоре с градоначальником. Узнав, что женщину преследует правительство, святые отцы спрятали ее, не вдаваясь в расспросы.
Жители Палермо протестных настроений братии не оценили. Они окружили монастырь, вызвали на переговоры епископа и объяснили, кому он помогает. Посрамленный оппозиционер немедленно передал убийцу страже.
Наказание
Отравительницу доставили в Рим, где допросили. Под пыткой госпожа Тофана созналась, что реализовала более 600 бутылочек с убийственной водой. Мать и дочь назвали имена покупательниц, среди которых было много знатных дам. Скрывали они только рецепт своего фирменного яда.
Приговор был суров: летом 1659 года Джулия, Джиролама, трое вдов, воспользовавшихся их услугами, и слуги, помогавшие им творить черные дела, были казнены на Кампо-деи-Фиори.
Вскоре после этого события поползли слухи о том, что злодейку спрятали от правосудия и она продолжает снабжать ядами своих покровителей из тюрьмы. Любое недомогание становилось поводом подозревать отравление.
В Палермо же утверждали, что вся династия отравительниц была казнена в этом городе. Они не представляли себе, что для кого-то эта ведьма станет кумиром и примером для подражания.