В начале XVIII века
Но до августа 1714 года могущество Швеции на море оставалась непоколебимым. Россия тогда еще не имела мощного флота, а потому не могла соперничать на море с тогдашними великими морскими державами. Ну что могли русские противопоставить мощному морскому флоту противника, огромным многопушечным линейным кораблям или фрегатам?
Поначалу, не имея возможности построить настоящие морские военные суда, так как не было ни верфей, ни мастеров-судостроителей (да даже выдержанного леса для постройки таких судов — и того не было!), Россия начала строить небольшие парусно-гребные суда — галеры: длина — до 60 метров, ширина — до 7.5 метров, осадка — до 2 метров. Галеры имели парус и 16−30 весел, были вооружены пушками.
Они не подходили для морских сражений в открытом море, но Балтийское побережье Швеции и Финляндии — это шхеры, множество мелких скалистых островов, разделенных узкими проливами. И вот для хождения по шхерам галерный флот подходил намного лучше, чем могучие линейные корабли и фрегаты Швеции. Там, в запутанном лабиринте небольших проток и проливов между множеством скалистых островков, галерам намного легче маневрировать.
В 1714 году генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин получил приказ — взять под свое командование 99 галер и скампавей (малых гребных судов, чье название происходит от итальянского «scappare via» — убежать прочь), а также множество мелких вспомогательных судов и доставить подкрепление (15.000 солдат) русскому гарнизону крепости Або (ныне — город Турку).
Примерно в 100 км до места высадки, у мыса Гангут, русские корабли встретили флот Швеции, в состав которого входило 15 линейных кораблей, 3 фрегата, галеры и бомбардирские корабли (плавучие батареи) под командованием Густава Ваттранга.
Русский флот спрятался в шхерах, куда могучим шведским судам входа не было, но пройти мимо противника он не мог. Русские начали строить переволок через узкий перешеек в северной части полуострова Гангут. Шведы об этом узнали и разделили эскадру, отправив часть ее, под командованием
Однако планы Петра и Апраксина были именно в том, чтобы заставить шведов разделиться, переволок был ложным ходом. В день сражения у мыса Гангут был полный штиль и парусный флот Швеции потерял подвижность, тогда как весельные галеры русских могли отлично передвигаться.
Авангард русского флота, 20 галер под командованием командора Федора Матвеевича Змаевича, двигаясь вне зоны действия корабельной артиллерии шведов, обошел противника и сумел блокировать посланную на север, к предполагаемому переволоку, эскадру Эреншельда.
По прибрежным фарватерам прошли еще несколько отрядов галер. Опасаясь скал и шхерных течений, шведы отвели большую часть эскадры мористее. Эреншельд остался один на один с русским флотом. Шведы полагали, что огнем пушек отобьют атаки галер.
Однако русские корабли стремительно с ними сблизились и начали атаку, сходу взяв противника на абордаж. Враг был разбит, большая часть его кораблей — захвачена русскими. Петр Первый лично участвовал в абордаже, воодушевляя своим примером солдат.
В результате этого сражения русский флот получил некоторую свободу действий в Финском и Ботническом заливах, возможность снабжения своих войск в Финляндии морским путем. Петр Первый за этот бой получил звание вице-адмирала.
В Санкт-Петербурге на перекрестке улицы Пестеля и Соляного переулка стоит храм, сооруженный в честь победы при Гангуте.
Память о первой победе русского флота в морском сражении остается в российском флоте до сих пор. Имя «Гангут» носили последовательно несколько линкоров и броненосцев русского флота. В настоящее время в составе флота России находится «Гангут» — корабль управления, построенный по проекту 1886У.
Сражение при Гангуте — одно из последних морских сражений, исход которых был решен абордажем. Развитие артиллерии сделало невозможными попытки приблизиться к кораблям противника вплотную.
Но победа русского оружия была очень важна для России, выигравшей войну у королевства Швеции и присоединившей земли Ингерманландии и Финляндии, открывшей для себя тем самым выход к морю, что дало возможность свободно торговать с европейскими странами.
Поэтому 9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота, стал одним из праздников воинской славы России.