Известно, что уже в конце ХIХ столетия было спроектировано несколько десятков летательных аппаратов тяжелее воздуха.
В Северной Америке созданием самолётов (аэропланов) занимались братья Райт. И делали это они в режиме строжайшей секретности. Дело в том, что братья Райт сразу нацелились на коммерческую составляющую своих изысканий. Они составили для себя внушительный список организаций и людей, которых мог бы заинтересовать новый летательный аппарат.
Первый полёт аэроплана братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года. Их агрегат имел два винта, вращавшихся в противоположных направлениях. Сами винты были деревянными. Шасси у самолёта не было, а запускался (взлетал) он с помощью специально сконструированной деревянной катапульты.
Интересно, что в ходе своих конструкторских изысканий братья Райт создали не только аэроплан. Для того чтобы аппарат мог подняться в воздух, ему необходим был двигатель.
Так вот, в то время ни одна мастерская не взялась за изготовление двигателя мощностью 12 лошадиных сил, который бы весил «всего» 80 кг. Пришлось предприимчивым братьям самим засучить рукава и создать ещё и двигатель для своего летательного аппарата.
В Старом Свете, понятное дело, инженерная мысль не стояла на месте, и тоже придумывали различные аэропланы. Разный был и подход к их созданию.
Если в Америке работы велись скрытно, с прицелом на скорую коммерческую выгоду, то в Европе создание аэропланов приняло вид какого-то шоу или яркого соревнования. Газеты здесь частенько давали объявления о полётах на аэропланах, и многим (даже не обывателям) казалось, что новый летательный аппарат — просто забава, нечто вроде качелей или велосипеда.
Известно, что, не найдя понимания в Америке, один из братьев Райт (Уилбер) переместился в Европу в поиске столь нужных ему хороших денежных контрактов.
И вот в 1908 году через русского военного атташе он предложил Главному инженерному управлению русской армии купить у него 10 аэропланов оригинальной конструкции. За это Уилбер хотел получить 200000 рублей. Ещё столько же он рассчитывал взять за процесс обучения пилотов.
В ту пору особого доверия к аэропланам, конечно, не было. Однако рассмотрение предложения американца состоялось.
И вот на заседании начальник воздухоплавательного парка генерал Кованько сказал, что предложение господина Райта чересчур обременительно для русской казны. Достаточно будет, утверждал он, если парку выделят 75000 рублей и авиадвигатели, а уж его офицеры сами выстроят нужные аэропланы.
Как ни странно, предложение Кованько получило одобрение, и весной 1909 года в Гатчине начались работы по созданию аэропланов. Через полгода они вроде как были готовы, и один из них даже поднялся в воздух. Однако это не развеяло скептицизм армейских чиновников по поводу новых летательных аппаратов.
Оно и понятно. Аэропланы того времени были капризными, плохо управлявшимися и с минимумом комфорта. Казалось, что у них не будет будущего. Всё изменилось летом 1909 года.
За несколько месяцев до этого английская газета «Дейли мейл» учредила солидный приз в 1000 фунтов стерлингов тому авиатору, который пересечёт Ла-Манш.
И таким авиатором стал француз Луи Блерио, который 25 июля 1909 года пересёк пролив между Англией и Францией и открыл эпоху практической авиации.
Вот теперь стало понятным, что аэропланы при своей кажущейся ненадёжности кое на что способны.
Самолёт «Блерио ХI», на котором был пересечён Ла-Манш, тут же стал легендой и вызвал массу подражаний. К примеру, первый серьёзный перелёт из Москвы в Петербург русский лётчик Васильев совершил именно на «Блерио ХI».
В общем, после триумфального для аэропланов лета 1909 года началась новая эпоха самолетостроения.