Интересно, что немецкая армия, являвшаяся очень мощной боевой единицей, долгое время обходилась без флота.
В Пруссии, которая вела в ХVIII веке несколько войн с Россией, полагали, что от нападения с моря русских кораблей немецкие земли защищены балтийским мелководьем.
Австрия, ещё один военный противник Германии (Пруссии) флотом, как известно, не располагала.
А кроме указанных выше причин, германские правители говорили, что, мол, в казне нет денег на строительство военных кораблей. Вот и получилось так, что объединённые немецкие земли не имели практически никакого флота.
Конечно, наиболее дальновидные политики и военные предупреждали о том, что это плохо закончится. Так оно и вышло в 1848 году. В этот год случилась Датско-немецкая война, и небольшой флот датчан сумел блокировать все северогерманские порты, что было весьма болезненным для немцев.
Началась шумиха в прессе, недовольство среди разных слоёв населения, и поэтому во Франкфурте спешно собрали союзный (общегерманский) рейхстаг. На нём было принято решение о создании имперского флота. Для этого все немецкие княжества выделили определённые суммы.
Однако создание общегерманского флота сопровождалось излишней поспешностью, поэтому на собранные средства приобрели не самые лучшие корабли и поставили на них не самые лучшие орудия. В результате военно-морские силы Германии оказались довольно слабыми и фактически участия в боевых действиях не принимали. А в 1852 году все корабли, о которых говорилось ранее, были проданы с аукциона.
Но теперь правительство Пруссии оказалось дальновиднее. Оно приобрело часть кораблей на этом аукционе. В 1853 году власти Пруссии создали адмиралтейство, а в 1854 году — морское министерство.
Параллельно с этим прусское руководство, не обращая внимания на скептицизм других немецких земель, увеличивало количество своих военных кораблей. В результате к 1861 году прусские военно-морские силы состояли из 81 корабля, причём 31 из них были пароходы.
Надо сказать, что к этому моменту в военно-морских кругах Пруссии полагали, что флот следует комплектовать из быстроходных парусных судов с хорошей артиллерией, а броненосцы годятся лишь для охраны береговой линии.
Коррективы в эту точку зрения внесла Датско-немецкая война 1864 года. В этот раз датчане по привычке решили заблокировать часть немецких портов, но полностью этого сделать не удалось. Германский флот, хоть и был не очень силён, всё же заставил датчан насторожиться.
По итогам этой войны прусские военные моряки, не дожидаясь реакции со стороны остальных немецких земель, приняли программу, предусматривающую строительство 20 броненосцев (а ведь до этого считали их малоперспективными!) и 16 корветов. Случилось это в 1865 году.
Планы эти были грандиозными, но сбыться им не довелось. Через пять лет, в 1870 году, началась Франко-прусская война. У немцев к этому моменту было буквально 14 крупных кораблей и всякая несущественная мелочёвка.
Однако военные действия в этот раз велись преимущественно на суше, и для немецкой армии они оказались весьма успешными. Настолько успешными, что после означенной войны во главе немецкого военно-морского министерства два раза подряд ставили именно сухопутных генералов.
Один из них — генерал Штош, который руководил министерством с 1871 по 1883 годы. При нём, в 1873 году, была принята большая и, что немаловажно, почти реализованная программа строительства и обновления военно-морского флота германской империи.
Во время руководства Штоша появились броненосные фрегаты, броненосные корветы, мониторы, бронированные канонерские лодки и многое другое. Всё это позволило специалистам говорить, что в 1880-х годах немецкий флот стал четвёртым (после Англии, России и Франции) в мире по силе и значимости.