Как создавались советские танки серии «ИС»?

Реклама
Грандмастер

Во время любой из войн государство, её ведущее, старается быстро мобилизоваться и одержать победу в результате такой мобилизации. Воюющая страна спешно принимает на вооружение новую технику, отзывает на передовую лучших стратегов, готовит новые кадры для ведения боёв и так далее. Примерно так всё и происходило во время Великой Отечественной войны.

В это время на фронте прославились советские танки «Т-34». Однако при всех своих достоинствах они имели некоторые недостатки.

Одним из них была недостаточная броневая защита. Наши славные «Т-34» очень хорошо громили врага, но бывали случаи, когда советские танки обстреливали и спереди, и сбоку, и даже сверху. И в таких случаях тридцатьчетвёртки довольно быстро выходили из строя.

Конечно, в советских войсках были тяжёлые танки серии «КВ», которые хорошо защищались бронёй, но и они требовали определённой модернизации. Тем более что после битвы на Курской дуге немцы стали спешно строить свои тяжёлые танки, а заодно и усиливать мощь артиллерии.

В общем, перед нашими конструкторами поставили задачу — создать

Реклама
тяжёлый танк, не превосходящий габаритами уже воюющий «КВ», причём чтобы новый танк был относительно скоростным. И такой танк был создан. Это была машина «ИС-1».

Реклама

В 1943 году танк «ИС-1» уже направили на испытания. По сравнению с танком «КВ», на агрегате «ИС» (Иосиф Сталин, кстати) стоял более надёжный дизельный двигатель мощностью 520 лошадиных сил. Кроме этого, на новый танк установили две пушки: 85-миллиметровую и 122-миллиметровую.

Помимо пушек, в описываемом танке в самом начале монтировались аж три пулемёта ДТ. Один из них был спарен с пушкой, второй располагался на корме, а третий жёстко крепился в лобовой броне.

Экипаж танка «ИС» состоял из четырёх человек. Вес же нашего нового танка (44 тонны) был даже меньше, чем у «КВ».

Броня «ИС-1» была довольно внушительной. Передняя часть башни достигала толщины 110 миллиметров, лобовая часть имела броню 105 миллиметров, а толщина бортов доходила до 90 миллиметров. В общем, настоящая бронированная крепость.

Реклама

Известен интересный случай, произошедший с танком «ИС», только что поступившим на вооружение в одну из частей. Выстрел из 122-миллиметровой пушки этого танка по немецкому «Тигру» привёл к тому, что «Тигр» остановился, а куски, отколовшиеся от башни немецкой машины, отлетели в соседний «Тигр». Причём произошло это с такой силой, что экипаж уцелевшего немецкого танка моментально покинул свою машину, даже не заглушив двигатель.

Интересно, что совсем скоро немецкие военные убедились в несомненной огневой мощи танка «ИС» и выпустили секретный приказ, предписывающий своим солдатам не вступать с нашим грозным танком в бой, а атаковать его исключительно из укрытий и засад.

Реклама

По причине успеха танка «ИС-1» наши конструкторы создали танк «ИС-2». В целом он остался похож на своего предшественника, однако в «ИС-2» усилили броневую защиту, а также изменили носовую часть машины. Вес танка увеличился до 47 тонн, но скорость и маневренность при этом не пострадали, так как двигатель также был модернизирован.

Реклама

На «ИС-2» ещё устанавливался крупнокалиберный пулемёт для борьбы с самолётами противника. Огонь из него вёл командир через открытый люк.

Вскоре после выпуска «ИС-2» подвергся модернизации и стал именоваться «ИС-2М». В этой машине сняли кормовой пулемёт (который почти никогда не использовался), установили дополнительные топливные баки и новый модернизированный двигатель.

А вот следующий танк из этой серии — «ИС-3», хотя и был принят к производству, участие в боевых действиях не принимал. Однако именно танки «ИС-3» были на параде Победы в 1945 году в Берлине. Так сказать, боевые машины, но не воевавшие.

После «ИС-3» появился танк «ИС-4», и на этом серия описываемых танков закончилась. Наступало новое время, и оно требовало новых технических решений в создании военной техники.

Реклама