В 1924 году Константин Эдуардович высказал революционную мысль о том, что человек в скором времени может создать средство передвижения на воздушной подушке. Циолковский обосновал эту идею и предположил, что можно будет создать целые поезда и автоколонны на новых принципах.
В 1927 году учёный даже издал в Калуге небольшую книгу по этому поводу — «Сопротивление воздуха и скорый поезд». Но затем полностью переключился на космическую тематику.
Однако идея Циолковского относительно новых транспортных средств нашла своего ярого приверженца в лице Владимира Израилевича Левкова, талантливого инженера и конструктора.
Родился Левков в 1895 году в Ростове-на-Дону, в довольно зажиточной семье. Учился в школе и училище он очень хорошо, поэтому попал для продолжения обучения в Карлсруэ (Германия), в Высшую техническую школу. Закончить именно это заведение помешала Первая мировая война и начавшиеся за этим мировые передряги.
Левков вернулся в Россию и стал студентом Донского политехнического института в городе Новочеркасске. Учился Владимир настолько хорошо, что после окончания ДПИ его оставили в упомянутом институте преподавать и вести научную работу.
Владимир Израилевич, помимо своих прямых обязанностей в институте, конструировал много всяких штуковин. Но круг его интересов сузился, когда он в 1927 году ознакомился с упомянутой выше книжкой Циолковского.
Левков настолько загорелся транспортом на воздушной подушке, что соорудил из бумаги и тонких реек буквально таз, проделал в нём отверстие, вставил туда вентилятор и добился того, что этот бумажный таз-ящик стал парить над полом. Идея Циолковского оказалась верна!
Однако последующие несколько лет у Левкова ушли на различные замеры и теоретические расчёты. Не было ещё нигде описано того процесса, который происходил в его лаборатории.
И вот Левков с товарищами соорудил второй вариант
Вскоре Левков переезжает в Москву. Туда же он везёт и свою двухметровую, вполне рабочую модель судна на воздушной подушке. Весила она всего 6 кг и доехала до столицы без приключений.
В Москве Владимир Израилевич был принят на работу в Московский авиационный институт (МАИ). И тут он знакомится с инженером Богачёвым, который становится его сподвижником в деле изучения транспорта на воздушной подушке.
В МАИ Левков получил для своих работ большую комнату. В ней соорудили бассейн, над которым протянули электропровода для испытуемых моделей.
Работы команды Левкова получили дополнительный толчок, когда в МАИ приехали представители нашей авиации во главе с командующим ВВС страны Алкснисом и конструктором Туполевым. Гости лаборатории Левкова ознакомились с его перспективными разработками, в результате чего учёный получил дополнительное финансирование.
Результатом этого стало появление трёхместного катера «Л-1» на воздушной подушке. Модель весила полторы тонны и показала хорошие ходовые качества как над водой, так и над сушей.
После устранения всех недочётов, выявленных у «Л-1», в 1937 году на испытания был представлен катер «Л-5». Эта машина весила девять тонн, но и двигатели у неё были побольше.
В результате на испытаниях новый катер конструкторского бюро Левкова показал просто ошеломительную скорость в 70 узлов, то есть почти 140 километров в час!
В связи с таким успехом работы над созданием транспорта на воздушной подушке продолжились. В частности, пришлось дорабатывать двигатели, которые работали в сложных условиях (вода-суша) и периодически ломались.
Известно, что под руководством Левкова создавались уникальные катера весом до 15 тонн, а ещё проектировались настоящие «тяжеловозы» с массой в 30 тонн и более!
В 1938 году возникла идея снять дрейфующих зимовщиков со станции «Северный полюс-1» именно с помощью одного из катеров конструкции Левкова. Однако аппарат на воздушной подушке, показав хорошие скоростные результаты, однажды врезался в прочный снежный торос, и пришлось его отправить в длительный ремонт.
Во время войны Владимир Израилевич трудился для нужд фронта, а после Победы вновь вернулся к своему главному делу — созданию транспорта на воздушной подушке.
Умер Левков в 1954 году, не дожив всего немного до своего 60-летия. И теперь в большинстве учебников и хрестоматий он по праву именуется «отцом» транспортных средств на воздушной подушке.