1 сентября 1649 года философ отплыл в направлении Стокгольма и вскоре предстал перед королевой Кристиной. Она назначила начало занятий на пять часов утра.
Неожиданно через четыре месяца Рене Декарт почувствовал себя плохо. Его мучили озноб и ужасная икота. Через десять дней мучений «отец новой философии» (определение Шопенгауера) был мёртв.
Но отчего умер мыслитель с узловатым носом, свергавший церковные каноны и сеявший сомнения в непреложности устоявшихся истин? Чтобы не привлекать внимания к этой загадочной смерти, королева поспешила объявить, что Декарт умер от воспаления лёгких.
Но шум вокруг этого случая не утихал. Ходили слухи об отравлении. И лишь в конце ХХ века — в 1996 году — эта догадка подтвердилась. В руки историка Айке Писа случайно попало письмо личного врача королевы. В нём были описаны симптомы, которые указывали на тяжёлое отравление. Но Пису не удалось установить имя отравителя.
Профессору философии из Эрлангена Теодору Эберту удалось сенсационным образом собрать новые документы, раскрывающие загадочную смерть Рене Декарта. Он рыскал в архивах от Стокгольма до Парижа в поисках свидетельств очевидцев. На основе этих документов сложилась точная медицинская картина.
- Согласно ей философ страдал сначала от головокружения и болей в желудке. Потом последовали сильные выделения из носа, что указывало на типичный «мышьяковый насморк». На восьмой день лейб-медик обнаружил в моче кровь. Это также указывает на интоксикацию.Реклама
Эберт впервые называет имя преступника. Это священник Франсуа Виоге, который жил с вольнодумцем под одной крышей. Покушение произошло в результате причастия отравленной просфорой. Было несложно втиснуть немного мышьяка в просфору. Причастия распределял Виоге.
Смерть Декарта пришлась на эпоху, в которой царила великая ненависть. Католики и протестанты причинили друг другу во имя веры неисчислимые страдания. Пол-Европы лежало под пеплом.
На этих обломках Декарт создавал новый рациональный фундамент философии. Он сформулировал один из самых знаменитых постулатов философии: «Я мыслю — значит, существую». Но управляемый Римом клир был ещё достаточно могущественным. Он заставил Галилео Галилея опровергнуть этот тезис.
Из осторожности Декарт пробрался в Нидерланды, где скрывался Джон Локк, а Томас Гоббс печатал свои книги. Философ Бертран Рассел писал:
Значение Голландии как единственной страны, позволявшей свободно мыслить в XVII веке, недостаточно высоко оценено.
Но и в стране дамб Декарт был бдителен. Некоторые сочинения он публиковал анонимно. Внешне играл роль доброго католика. Это соответствие выражал он в поговорке: «Larvatus prodeo» («Под маской я иду своим путём»). Когда пришёл зов из Швеции, замаскированный только после долгих колебаний решился выйти из укрытия.
В Стокгольме он жил в доме французского посла. Там же, однако, обитал и предполагаемый зловещий Франсуа Виоге.
По вечерам в посольстве мужчины сидели у камина и вели жаркие дебаты. Больше всего было хлопот на тему евхаристии. Римская церковь и по сей день учит: хлеб, поданный в причастии в виде просфоры, является телом Христовым, так же как вино воплощает его кровь — действительно и истинно, а не только символически.
Своими физическими теориями Декарт доказал, это было простое суеверие. Таким образом, основной ритуал католиков был поколеблен. Здесь Эберт видит мотив убийства.
Незадолго до смерти Виоге появился у постели больного. Умирающий уже не мог говорить — хватал ртом воздух. Виоге не совершил святого причастия. Эберт не удивился этому: «Он ведь хотел отправить его в ад».