Подготовку к высадке в Европе союзники начали в январе 1943 года. Решение о высадке в Нормандии было принято на конференции в Касабланке, где встретились Черчилль и Рузвельт. Кроме них во встрече участвовали де Голль и члены Объединенного комитета начальников штабов Великобритании и США.
Начиная с этого времени США и Англия начали готовиться к будущей высадке. Подготовка шла спокойно и методично. Полк за полком, дивизия за дивизией пересекали Атлантический океан и размещались на Острове. Через Атлантику рейс за рейсом следовали две «королевы» — «Queen Mary» и «Queen Elizabeth».
Шикарные морские лайнеры, обладатели знаменитой «Голубой ленты» везли на Вторую мировую войну простых солдат. Причем за один рейс, в тесноте, да не в обиде, они перевозили до 15.000 бойцов — в каютах вплотную ставили трехъярусные кровати, заселены были и коридоры, а летом, говорят, кого-то размещали даже на палубе.
«Королевы» были незаменимы для перевозки личного состава — они шли в одиночку, без какого-либо прикрытия, скорость была их броней. Ведь они могли весь маршрут пройти со скоростью около 30 узлов, что надежно защищало их от от любой атаки подводной лодки: та, обнаружив лайнер в море, просто не могла успеть выйти на позицию для торпедного удара. А от рейдера немцев, если бы он попался «королеве» на пути, она могла бы запросто убежать, обладая значительно большей скоростью.
Для обеспечения безопасности трансатлантических перевозок формировались конвои. Транспорты с боеприпасами, горючим, техникой и пехотой на переходе были прикрыты военными кораблями и эскортными авианосцами — от подводных лодок
В Атлантике в то время шла настоящая битва. Если в 1943 году союзники потеряли 26% транспортов, участвовавших в конвоях, то в 1944 году — уже только 16%. При этом потери Германского флота в Атлантике за 1943−1944 год превысили 300 подводных лодок.
К лету 1944 года в Великобритании были собраны тысячи танков, десятки тысяч орудий и минометов, многие сотни тысяч военнослужащих. Эта сила должна была ударить тогда и там, где и когда враг этого удара не ожидал.
Гитлер в ходе войны сильно укрепил атлантическое побережье Франции, объявив о создании немецкими инженерами чуда инженерной мысли — укреплений Атлантического вала, о который разобьется и захлебнется в собственной крови любой десант врага. Готовилась оборона всего французского побережья. Потому Союзники подготовили сокрушительный удар.
- Во-первых, удар был нанесен не в самом узком месте Ла-Манша, департаменте Па-де-Кале, а примерно в 200−300 км к западу, в Нормандии.Реклама
- Во-вторых, вторжение предварила тщательная подготовка, войска долгое время тренировались высаживаться на берег и преодолевать оборону врага. Перед высадкой, за несколько дней, были выброшены авиадесанты, которые непосредственно перед наступлением должны были овладеть важными объектами врага.
- В-третьих, все разведанные укрепления немцев перед высадкой десанта подверглись жесточайшему артобстрелу и авиаударам.
Высадка осуществлялась в 5 местах: на пляжах «Сорд», «Джуно», «Голд», «Омаха», «Юта». После мощной артподготовки и бомбежки к берегу подходили десантные суда — и на берег бежали пехотинцы первой волны десанта.
Кто оборонял французское побережье? На территории Франции, Бельгии и Голландии находилось 59 немецких дивизий. Северную Францию прикрывала группа армий «Б» под командованием генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля. Под его командованием находились две полевые армии.
Атлантический вал состоял из тысячи опорных пунктов, оборонять которые должны были около 300.000 солдат. Самая мощная часть вала находилась в департаменте Па-де-Кале. Побережье в Нормандии прикрывали отдельные огневые точки немцев.
Почти везде высадка прошла как по маслу. Огневые точки немцев, разведанные заранее, были уничтожены при бомбардировке или артогнем с моря, если им повезло уцелеть при бомбежке и они осмелились открыть огонь по десанту.
В большинстве мест десантирования потери Союзников были не боевыми: например, один из батальонов плавающих танков десантировали слишком рано, далеко от берега, а море после шторма еще не совсем успокоилось. В результате — 27 из 32 плавающих танков утонули, не сумев добраться до берега. Были утонувшие, были потери от «дружественного» огня
При этом на пляже «Сорд» уже в первый день было высажено 28 845 военнослужащих. На пляже «Джуно» — до 30.000. То же самое происходило на пляжах «Голд» и «Юта».
Нечто похожее произошло и на пляже «Омаха», за одним небольшим исключением. Там осталась неподавленной одна из огневых точек немцев, Widerstandsnest 62. Ее миновали и бомбы, и снаряды корабельной артиллерии союзников. В том окопе сидел ефрейтор 352-й пехотной дивизии Генрих Северло (Heinrich Severloh). Он был один, но у него был пулемет MG-42 и много патронов.
В итоге десант потерпел огромные потери и не смог сходу прорвать первую линию обороны немцев. Пулеметчик отбивал атаки врага весь день. Сам он был уверен, что в тот день убил 2000 солдат противника, хотя американцы насчитали 1200 раненых и убитых десантников. К вечеру патроны у пулеметчика кончились и он отступил.
Заочно солдата прозвали Омахским чудовищем и Омахским мясником. Через несколько дней Северло был ранен и попал в плен. Но сознаваться, что это он воевал на пляже «Омаха», разумеется, не стал. Мемуары о том бое были написаны только много времени спустя.
Уже в первый день высадки Западные союзники захватили плацдарм, на котором были построены временные причалы — и на Континент пошел поток солдат и вооружений.
Во Франции, Бельгии и Голландии было 59 дивизий — это факт. Но эти дивизии были расположены на всей территории Франции. В зоне высадки у немецкого командования было всего лишь около 10 тысяч солдат против более чем 150 тысяч войск союзников.
При этом 30 дивизий были отведены во Францию на переформирование, после того как были разбиты на Восточном фронте, потеряв там все тяжелое оружие и большую часть личного состава. Часть дивизий не имели своих транспортных средств, а количество горючего у них было сильно ограничено. Не до конца сформированные и маломобильные дивизии немцев не смогли сопротивляться вторжению и начали отступать.
Германия начала войну на два фронта — то, чего немцы боялись с времен Первой мировой. Конец Рейха был как никогда близок.