В ходе своих завоевательных походов
В 1222 году монгольское войско вторглось в Причерноморские степи и в Закавказье. Войско половцев было разбито и бежало. Половецкие ханы во главе с ханом Котяном Сутоевичем обратились за помощью к русским князьям. Зять хана Котяна, галицкий князь Мстислав Удалой, вступился за тестя.
Русские князья понимали, что если пришла из Азии какая-то сила, конное войско «мунгалов», которая разбила и изгнала половцев, то следующий удар этих войск уже придется на русские княжества. К тому же половцы в этот раз поклонились князьям «великими дарами».
Собравшиеся в Киеве русские князья решили собрать войско, пойти навстречу новому и неизвестному врагу, встретить его на землях половцев, дать сражение и разбить. Этому решению поспособствовали и угрозы половцев: если русские к ним не присоединятся, то они сами станут союзниками монголов и вместе с ними нападут на русских.
Известно, что монгольское войско составляло два с небольшим тумена, то есть от 25 до 30 тысяч всадников. К ним присоединились и
Количественный и качественный состав объединенного войска русских князей и половцев неизвестен. Некоторые историки полагали, что общее число русских воинов составляло 40−45 тысяч. Татищев полагал, что в княжеском войске было больше 100 тысяч воинов, да еще 50 тысяч половцев. Но в последнее время (по оценке Д. Г. Хрусталева) считают, что у русских было 10−15 тысяч дружинников и 5−8 тысяч половецких воинов.
Огромной слабостью объединенного русского войска было то, что только старших князей, главных руководителей, было трое — князь Смоленский Мстислав Старый, князь Галицкий Мстислав Удалой, князь Черниговский Мстислав Святославич.
Более того, каждый старший князь командовал несколькими князьями, у каждого из которых была своя дружина. Каждая небольшая дружина привыкла воевать по-своему, не координировать ратные усилия с другими дружинами. У каждой дружины было свое оружие и доспехи.
Феодальная раздробленность понижала общую боеспособность войска. Не говоря уже о том, что каждый старший князь, член триумвирата, формально командовавшего объединенным войском, часто отдавал приказы своим воинам, не думая об общей стратегии.
А войско монголов было едино. Вначале отряды легких лучников обстреливали войско врага, потом, притворно изображая страх, кидались наутек. Некоторые князья скомандовали своим отрядам преследовать «бегущего» врага, сломав таким образом общий строй русского войска.
Преследуя притворно убегавший монгольский авангард, сломавшие строй разрозненные дружины попали под единый удар монгольского войска — и были разбиты. Предположительно, из 21 князя, принимавшего участие в битве, погибло 12. Вернулись домой после битвы только 9 из них. Потери русского войска оценивают в 90%.
Разведка Чингисхана выполнила свою задачу, узнав сильные и слабые стороны войск славянских княжеств. Идти с имеющимися силами на Русь было слишком опасно, потому после победы монголы повернули своих коней на восток.
По пути домой они вышли на Волжскую Булгарию, где объединенное войско булгар смогло выиграть битву. Знания о сильных и слабых сторонах противника были использованы ханом Батыем при его походе на Восток в 1237—1241 годах.
Сражение на Калке показало, что слабость Руси — в ее разобщенности, показало грозную силу, показавшуюся на Востоке, угрозу самому существованию Руси и русских. И как жаль, что русские князья предпочли «не понять» тот факт, что угроза — близкая и смертельно опасная.