Рассказ бывшего механика самолёта 1 аэ полковника-инженера в отставке Барашкова Ю. И.

Реклама

«…В первом боевом вылете с аэродрома Медвежка в составе четырёх самолётов (Коваленко — ведущий, Дроконов, Комаров, Михоль) командир звена Михоль бросил группу, в результате чего сразу же был подбит Комаров. На горящем самолёте он дотянул до аэродрома 197 ШАД, но, по-видимому, не видел хорошо земли, поэтому всё время запрашивал у воздушного стрелка (кажется, Онищенко), чей это аэродром — наш или немецкий. Когда самолёт совсем загорелся, он приземлил его, но неудачно. От удара у стрелка произошла трещина тазобедренной кости (потом он попал надолго в госпиталь), а лётчика старшина из БАО (он спас Онищенко) не мог вытащить из кабины — не знал, как она открывается, и тот взорвался вместе с самолётом.

Реклама

В этом вылете Коваленко сбил самолёт немцев, второй ФВ-190 сбил стрелок Дроконова — Войткович. При этом, они оба были ранены, но, всё же, дотянули до своего аэродрома и благополучно посадили весь избитый самолёт. Коваленко сел на вынужденную. Дроконов был легко ранен в голову и из полка не выбывал. Войткович попал в медсанбат, потом вернулся. Дроконов продолжал вылеты со стрелками командира и заместителя командира, потом чаще с первым. В один из дней они вернулись с задания из-за неубранного шасси — была перебита магистраль на уборку. Пока меняли цилиндр подъёма-выпуска, он полетел на задание с другой группой на самолёте Шпончикова со стрелком заместителя командира полка в группе Каплия. Был сбит над целью и погиб. Фамилии стрелка не помню.

Реклама

Из Любартува наша 1-ая эскадрилья под командованием зам. командира полка (фамилии не помню — вроде, Фролов) перелетела на отдельное базирование — аэродром Парчув. Там мы не летали, а когда возвращались к месту базирования полка с двумя шестёрками, в первой шестёрке столкнулись в воздухе 2 экипажа, по-видимому, Домрачева и Веретенникова. Погибли 2 лётчика, 2 воздушных стрелка и 2 механика. Я летел во второй шестёрке на самолёте Овчаренко, вместе с Войтковичем (вернулся после лечения). Помню, как он меня заталкивал за бронеперегородку в фюзеляж, думая, что это нападение истребителей. Он видел падение наших самолётов. За погибшими ездил техник 3 звена Мезенцев.

Несколько раньше из одного вылета вернулась «7» (бортовой номер) — кто лётчик, не помню, с мёртвым стрелком, мне всё время казалось, Захаровым, а, может, Татьяничем и тогда лётчик был Захаров? (кажется, это был воздушный стрелок Горчаков.

Реклама

Из состава 1 авиаэскадрильи (может, кого и путаю) помню, лётчики — Балдов (командир авиаэскадрильи), его сменил Каплий, Коваленко — зам. командира авиаэскадрильи, Шпончиков и Михоль — командиры звеньев, Дроконов (после него — Овчаренко), Баранников, Комаров, Домрачев, Веретенников, Зубрилов (?), Моспан. Стрелки — Килеса (Каплия), Муромцев, Войткович, Воробьёв, Захаров (?), Онищенко, Александров (позднее был у Павлова). Механики — Козлов, Минеев, Арутюнов (которого судили за мародёрство вместе с Казакевичем — мастером по радио), Глухов, Барашков, Максименко (?), Гельман, Скоробогатов, Роженко (?), Мищунов, Козицын. Механики по вооружению — Кряжев, Иванов, по радио — Харитинин, по СО — Натейкин, по приборам — Поваренкин (?). Техники звеньев — Салахов, Мезенцев… Техник по вооружению — Лещенко.

Реклама

Мой путь в армии с декабря 1942 года. В марте 1944 года кончил в Котельниче Яновскую ШАМ (школу авиамехаников). Попал сначала в ЗАП под Москвой, но уже в апреле — в 567 ШАП под Миргород. Там одним из первых получил самолёт. Хотя командир экипажа Волков, перешедший с истребителей, на штурмовиках летать не захотел и перешёл в легкомоторную. Из Миргорода с передовой командой улетел в Васильевку, откуда перебазировался в Козельщину. В Васильевке по неосторожности Войткович прострелил себе левую ладошку из ТТ. Катили самострел, но потом договорились, что если к началу боевой работы он будет в строю, то к суду не привлекут. В том первом вылете он был ещё с больной рукой, но сбил Фокке-Вульф, и был полностью реабилитирован.

Реклама

Дальше — весь путь с полком, при перебазированиях чаще всего в передовой или в кабине со стрелком. После расформирования 567 ШАП я 3 года был авиамехаником в истребительных авиаполках в Закавказье в г. Кировабаде. В 1949 году поступил в Харьковское военно-авиационное инженерное высшее училище. В 1954 году окончил его с красным дипломом и Золотой медалью. Служил в дальней авиации там же, в Миргороде, инженером авиаэскадрильи, начальником ТЭЧ. Полгода сидел на острове Гофмана в архипелаге Земли Франца-Иосифа (всю полярную ночь в 1957 году). В 1957 году поступил в адъюнктуру ХВАИВУ. В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1961 года — доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов. Занимал должности преподавателя и старшего преподавателя. В 1970 году дослужился до полковника-инженера. В это время училище уже было в модных войсках — ракетных.

Реклама

Демобилизовался в 1981 году, остался работать в ХВВКУ ракетных войск им. Крылова (маршала, а не баснописца), сначала, на кафедре инженерной графики, а потом — на кафедре механики, где и работаю старшим преподавателем. Жена умерла в 1982 году — врачи залечили. Имею двух дочерей, обе получили высшее образование (музыканты). Старшая дочь преподаёт в Днепродзержинском музыкальном училище. Младшая в прошлом году кончила консерваторию (училась в Москве), артистка Харьковской филармонии — виолончелистка оркестра. Живём вдвоём с ней".

Реклама