Его труды по географии многие десятилетия использовались не только русскими моряками, но и иностранцами. А его литературный талант ставился современниками наравне со Станюковичем и другими писателями-маринистами. Стоит отметить, что Головнин открыл для России и Европы загадочную и непостижимую Страну восходящего солнца, хотя ему пришлось хлебнуть горя в японском плену.
Василий Михайлович совершил два морских путешествия вокруг света с разницей в 10 лет. Об этих событиях очень подробно и захватывающе написано в книге Людмилы Анисаровой «Адмирал Головнин».
В первую кругосветку лейтенант Головнин должен был отправиться на шлюпе «Диана». Молодой офицер очень тщательно готовился к плаванию. Ему приходилось не только заботиться о подборе команды, закупке провизии и дров, но и следить за переоборудованием шлюпа. В прошлом это был обычный лесовоз, который оснастили новым такелажем, поставили пушки. Так «Диана» стала военным шлюпом.
По словам автора, это был единственный случай, когда лейтенанту доверили командовать кораблем, отправляющимся в кругосветное путешествие. Перед отплытием Головнин написал импровизированную клятву на верность Царю и Отечеству. Он понимал, насколько серьезна и опасна миссия, возложенная на него.
25 июня 1807 года шлюп «Диана» отправился в путь. Первой остановкой стал Портсмут, где лейтенант Головнин планировал пополнить запасы провизии и воды. Все бы ничего, да в это время Англия объявила войну России. Так, невольно, русские моряки попали в плен к неприятелю.
Целый год экипаж «Дианы» пробыл в плену, пытаясь всеми силами вырваться из сетей. Когда запасы продуктов и финансы на корабле стали подходить к концу, Головнин пошел на необычайный риск. Однажды, дождавшись попутного ветра, он практически вырвался из плена.
Такой маневр удался ценой усилий и слаженности всей команды. Да это и неудивительно. Лейтенант Головнин добивался строжайшей дисциплины, но никогда не прибегал к рукоприкладству, наоборот, по возможности, заботясь о здоровье команды. Теперь русские моряки смогли продолжить свой путь.
У мыса Доброй Надежды, как и следовало ожидать, шлюп попал в жесточайший шторм, который диановцы с честью преодолели.
25 сентября 1807 года «Диана» прибыла на Камчатку. Там Головнин узнал о своем производстве в капитан-лейтенанты.
По заданию Российско-Американской компании Головнин отправился на Аляску, чтобы доставить туда муку. За этот рейс ему было выдано хорошее вознаграждение. Василий Михайлович поступил с деньгами, как честный человек. Он разделил их между своими подчиненными, не исключая и простых матросов. Думаю, такой поступок характеризует его, как человека порядочного.
Следующей задачей было описать Курилы. Шлюп «Диана» отправился в путь. Головнин, с присущей ему тщательностью, описывал каждый остров, промеряя прибрежные глубины и составляя лоции. Автор книги «Адмирал Головнин» отмечает, что Василий Михайлович именовал острова так, как их называли коренные жители. Это очень примечательно, ведь многие первооткрыватели часто называли открытые географические объекты на свой вкус.
Все шло по плану, пока исследователи не подошли к берегу острова Кунашир, где находилась японская крепость. Именно там командир корабля, два офицера и 4 матроса, отправившись на переговоры с японцами, были хитростью пленены. Членам экипажа, оставшимся на «Диане» ничего не оставалось делать, как возвратиться на Камчатку. Кстати, пролив между островами они назвали проливом Измены.
Более двух лет русские моряки провели в неволе. В конце концов, их удалось вызволить из плена. Об этих злоключениях Василия Михайловича и его подчиненных я расскажу в отдельной статье.
По возвращении на Камчатку
В Петербурге первым делом Василий Михайлович составил докладную записку в Адмиралтейств-коллегию о бесчинствах и обмане камчадалов (местных жителей Камчатки) представителями Российско-Американской компании, в которой он ничего не скрыл.
Затем Головнин принялся за большую научную работу, где описал все детали проделанной работы по описанию географических объектов. Для работы над ней его отправили в годичный отпуск.
Когда труд был окончен, он был опубликован под названием «Путешествие шлюпа „Диана“ из Кронштадта в Камчатку, совершенное в 1807, 1808, 1809 гг.» А о своем пленении Василий Михайлович написал отдельное сочинение под названием «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев». Этими записками зачитывалась вся просвещенная публика.
Наверное, Василий Михайлович и не представлял себе, что через десять лет он опять отправится в кругосветное путешествие только уже на новом корабле — шлюпе «Камчатка».