Как начинался знаменитый рейс «Титаника»?

Реклама
Грандмастер

Ранним утром 15 апреля 1912 года у берегов Ньюфаундленда после столкновения с айсбергом затонул роскошный британский лайнер «Титаник» — одно из двух самых больших кораблей того времени. Статья расскажет, как начинался последний путь легендарного лайнера.

Конкуренция

Класс «Олимпик», к которому принадлежал «Титаник», появился в результате конкурентной борьбы перевозчиков за пассажиропоток между Европой и Америкой, куда устремились авантюристы и труженики, богачи и бедняки — все, кого манила «американская мечта» и неиссякаемые возможности Нового Света.

Между берегами континентов курсировали пассажирские суда самых разных, крупных и мелких, компаний. Их владельцы хотели урвать «кусок пирога», рекламировали свои действительные и мнимые преимущества.

Компания «Кунард» в 1907 году построила и выпустила на линию быстроходных «сестёр» — «Мавританию» и «Лузитанию». Развивая скорость до 25 узлов, они пересекали Атлантику за 5 дней.

Реклама

Не желая мириться с потерей пассажиров, конкурент «Кунард» «Уайт Стар» в том же году заказала серию из трёх лайнеров. Их преимуществами должны были стать надёжность, роскошь, комфорт и удобство.

Роскошь

«Титаник» — второе по дате спуска на воду судно серии «Олимпик» — впервые отправился за океан 10 апреля 1912 года.

Пассажиры 1-го класса размещались в шикарных апартаментах, коротали время в ресторане и салонах, разминались в гимнастическом зале, плавательном бассейне или на корте для сквоша, отдыхали в турецких банях и зимнем саду.

Реклама

Однако «кассу» собирали не богачи. Хотя некоторые пассажиры 3-го класса заплатили за билет менее 20 долларов, именно бедняки приносили перевозчикам главный доход. Эти люди путешествовали без излишеств, но условия их размещения на «Титанике» выгодно отличались от других лайнеров.

Безопасность

Рекламные проспекты рассказывали о высокой безопасности судов класса «Олимпик». Её должны были обеспечить передовые инженерные решения и неукоснительное соблюдение действующих регламентов.

Разделённый на водонепроницаемые отсеки, оснащённый двойным дном «Титаник» мог оставаться на плаву даже с пробоинами в корпусе. Случись невероятное, для экстренной эвакуации пассажиров и экипажа на борту было 20 больших спасательных шлюпок, тогда как кодекс торгового мореплавания требовал наличия лишь 16-ти.

Реклама

Грядущие трагические события показали, насколько несовершенными оказались и конструкция лайнера, и действующие правила безопасности.

  • Водонепроницаемые переборки были слишком низкими, чтобы удержать в повреждённых отсеках забортную воду.
  • Спасательные шлюпки вмещали лишь 1178 человек из 3300 пассажиров и членов экипажа.
  • В суматохе и панике шлюпками смогли воспользоваться всего 716 жертв кораблекрушения.
Реклама

Испытания

Чтобы получить допуск к коммерческой эксплуатации, современные суда подвергаются сложному комплексу длительных заводских и государственных испытаний. В начале ХХ века требования были проще.

Торговая палата Великобритании выдала «Титанику» годовой пассажирский сертификат после единственного 8-часового выхода в море, во время которого лайнер прошёл около 150 километров.

Выход в рейс

Первый и единственный рейс «Титаника» чуть не завершился кораблекрушением сразу же после начала. Новенький лайнер чудом избежал столкновения с пришвартованным у причальной стенки порта Саутгемптона пароходом «Нью-Йорк». Его сорвала с места волна, поднятая гигантом. С помощью буксиров суда удалось развести на расстоянии нескольких десятков сантиметров.

Реклама

Суеверные моряки и обыватели судачили о примете, не сулившей «Титанику» ничего хорошего. Но мало кто знал, что кроме мистической угрозы была и реальная: в трюмах заполненного пассажирами лайнера бушевал пожар.

Реклама

Гонка

Выведя «Титаник» на океанскую трассу, капитан скомандовал «полный вперёд». Пароход достиг максимальной паспортной скорости в 21 узел. К 14 апреля он разогнался до 22,75 узлов, после чего кочегары развели пары дополнительно в двух котлах, намереваясь ещё больше увеличить скорость, несмотря на сообщения об айсбергах и ледяных полях по курсу.

К чему такая спешка в первом рейсе? Может показаться, что судовладельцы и капитан хотели установить новый рекорд скорости. Но зачем «заходить с двух козырей» сразу?

Первый рейс самого большого в мире роскошного трансокеанского лайнера — несомненно, достаточный крупный информационный повод для рекламной компании. Не разумнее ли рекорды отложить на потом, подогреть интерес публики, когда первая его волна успокоится?

Реклама

С технической точки зрения перегружать новую машину и оборудование без предварительной «обкатки» просто опасно, не говоря уж о перспективе неоправданных затрат на внеплановый ремонт.

Реклама

Пожар

Некоторые эксперты утверждают, что спешить капитана заставлял горящий в трюмах уголь. Он воспламенился в одном из бункеров ещё 2 апреля, за неделю до выхода в рейс. Бункер залили водой, но потушить огонь не удалось. Уголь продолжал тлеть.

Кто согласился бы подняться на борт лайнера, в трюме которого пожар? Чтобы не допустить срыва первого рейса, капитан, посчитав угрозу повреждения меньшим злом, чем репутационные и финансовые потери, скрыл происшествие от властей и пассажиров. Проблемный бункер задраили. Уже после начала рейса часть угля из него перегрузили в другие места.

Считается, что остаток топлива выгорел или погас примерно 13 апреля, за день-два до катастрофы. Однако есть эксперты, которые это оспаривают. По их мнению, после выхода в море пожар вышел из-под контроля, что и вынудило команду поддерживать максимально возможную скорость.

Кто знает, как сложился бы первый рейс «Титаника», если бы выход в море отложили…

Реклама