Почему Кристину Пизанскую считают первой феминисткой?

Реклама
Профессионал

«Будучи женщиной, я выступаю за женщин…», — написала шесть столетий назад Кристина Пизанская, задолго до появления массового феминистского движения. На рубеже XIV—XV веков в ее произведениях были подняты вопросы, к ответам на которые средневековое общество было не готово.

Кристина Пизанская читает книгу группе мужчин

Дочь эрудита

В середине XIV века в Венеции жил врач и астролог из

Реклама
Болоньи Томмазо да Пиццано. Он слыл ученым и мудрым человеком, поэтому венецианцы предложили ему пост советника.

В 1364 или 1365 г. у Томмазо родилась дочь Кристина, а спустя несколько лет сразу два европейских монарха — французский и венгерский — пригласили его к себе на службу. Томмазо ответил согласием Карлу Мудрому, возможно, потому что король Франции слыл интеллектуалом и покровителем культуры. Таким образом, в 1368 г. семья Пиццано оказалась в Париже.

Отец Кристины был человеком широких взглядов, поэтому решил дать дочери такое же образование, как и сыновьям. Ее обучали не только письму и чтению, но и философии, истории, а со временем она получила доступ в библиотеку Лувра — лучшую на то время в Европе.

Реклама

В 15 лет Кристину выдали замуж за Этьена де Кастеля — королевского секретаря. По ее собственному признанию, их брак был счастливым, хотя и недолгим — спустя 10 лет Этьен скончался во время эпидемии чумы. К тому времени ушли из жизни король Карл Мудрый и отец Кристины, а братья вернулись в Италию. Так она осталась в Париже с матерью и тремя маленькими детьми практически без средств к существованию.

Реклама

Презрев традиции

Обычным выходом для овдовевшей женщины в Средние века, да и позже, было вступление в новый брак, ибо забота о содержании семьи возлагалась на мужчин. Однако, несмотря на бесконечные судебные тяжбы по поводу унаследованного от покойного мужа имущества, разгар Столетней войны и политические проблемы в самой Франции, Кристина Пизанская принимает неординарное решение — самой заботиться о финансовом благополучии семьи.

«Я должна была стать мужчиной», — напишет она позже о своей обязанности содержать детей и мать. Вскоре Кристина уже руководила работой каллиграфистов, переплетчиков и миниатюристов в организованной ею мастерской по переписке книг, а в свободное время занималась литературным творчеством. Она писала баллады и другие стихотворные произведения не столько ради удовольствия, сколько с совершенно прозаической целью — разослать свои произведения влиятельным особам в надежде получить от них заказы.

Реклама

Такой подход оказался верным. По прошествии двух лет, написав «Книгу ста баллад», Кристина Пизанская прославилась во всей Западной Европе и получила заказы от Филиппа II Бургундского, Жана Беррийского, Людовика Орлеанского и от королевы Изабеллы Баварской.

С этого времени литературный труд стал для нее едва ли не единственным источником дохода. Всего же ею было написано более 40 литературных произведений.

Реклама

В защиту женщин

В самом начале XV века во Франции состоялся один из самых известных литературных дебатов под названием Querelle de la Rose. В центре обсуждения была известная средневековая аллегорическая поэма «Роман о розе», в некоторых местах представлявшая женщин исключительно как объект вожделения и удовлетворения мужских инстинктов.

Разумеется, Кристина Пизанская выступила на стороне критиков поэмы, положив начало более общим дебатам (выходившим за рамки литературы) о положении женщин и их равенстве с мужчинами. Она опровергала распространенное в средневековом обществе мнение о природной неполноценности женщин. Кристина Пизанская утверждала, что если бы им было позволено получать образование наравне с мужчинами, то они ни в чем не уступали бы мужчинам. По мнению

Реклама
писательницы, неполноценность женщин была не врожденной, а культурной.

«Если бы было принято посылать девочек в школу и методично обучать их наукам, как это делается с мальчиками, они бы учились и понимали трудности и тонкости всех искусств и наук, так же как и мужчины», — написала Кристина в «Книге о Граде женском» (1405 г.), пожалуй, самом известном своем произведении.

Реклама

В «стенах» Града женского обитали женщины, которые внесли значительный вклад в развитие общества: воительницы, мученицы, святые, поэтессы или королевы. Кристина собрала женщин из истории и мифологии в этом городе, чтобы доказать — угнетение мужчин было единственной истинной причиной женской «неполноценности».

Она утверждала:

Не все мужчины (особенно самые умные) разделяют мнение о том, что давать образование женщинам — это плохо. Но это правда, что многие глупые мужчины подтверждают это, поскольку им не нравится, что женщины знают больше, чем они.

От забвения к признанию

В 1415 году оставаться в Париже стало небезопасно из-за продвижения английских войск, поэтому Кристина Пизанская предпочла укрыться в аббатстве Пуасси, где ранее приняла постриг ее дочь.

Реклама

Уставшая и глубоко потрясенная ситуацией, в которой оказалась Франция, она перестала писать вплоть до появления Жанны д’Арк. Только в 1429 году Кристина прервала свое литературное молчание, чтобы написать религиозное произведение «Песнь о Жанне» — единственное сочинение, написанное еще при жизни Орлеанской девы. В следующем году Кристина Пизанская умерла.

Поднятые ею вопросы о месте женщины в обществе и правах женщин были благополучно забыты, как и она сама, практически на 500 лет. Только в середине XX века поборницы женского равноправия отдали должное произведениям Кристины Пизанской. Симона де Бовуар, известная французская феминистка, писала о ней, как о первой женщине, вооружившейся пером ради защиты своего пола.

Реклама