Какие тайны скрывает елка?

Реклама
Грандмастер

История зеленой красавицы

Наступает самое волшебное время, когда каждый дом становится немного похожим на сказку. Нам трудно представить Новый год и Рождество без украшенного хвойного дерева, но так было не всегда. Кто же положил начало традиции украшать зеленую красавицу? До сих пор это доподлинно неизвестно, существует лишь несколько версий.

По самой распространенной, первым украсил елку Мартин Лютер — инициатор движения Реформации и основатель протестантской ветви христианства. В канун Рождества 1513 года немецкий мыслитель возвращался домой, любуясь россыпью звезд и их искрящимся отражением на заснеженных деревьях. Он принес домой маленькое дерево, поставил его на середину стола, ветки украсил свечами, а верхушку звездой.

Реклама

Однако его первенство оспаривают жители Латвии. В рижских архивах есть документы, свидетельствующие о самой первой в мире елке, наряженной в столице Латвии в 1510 году.

В полемику с латышами вступили эстонцы, заявляя, что в Эстонии елки наряжали еще в 1441 году. В 2011 году между странами разразился скандал, который назвали «елочной войной». Эстонские исследователи неожиданно заявили, что в Таллинне елку установили на 400 лет раньше рижской, то есть еще до первого упоминания самого города. В споре участвовал и мэр Риги.

Доподлинно известно, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь на столе было принято ставить маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Реклама

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах появились хвойные деревья столь маленькие, что казались игрушечными. Елочки, украшенные яблоками и конфетами, подвешивались к потолку. Позже им на смену пришла одна большая елка, ее ставили в самой большой комнате.

Дети и Санта Клаус у «дерева Клауса» (нем. Klausbaum). Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей»
Реклама

В России традицию использовать хвойные деревья для украшения к Рождеству пытался привить Петр Первый. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.

Указ предписывал:

Украсить московские дома еловыми и сосновыми ветвями и шишками, и все должны были отмечать этот день празднованием с поздравлением всех родных и близких, танцами и стрельбой, пуском ракет в ночное небо.

Но это было мало похоже на традиционную елку, ведь деревьями и ветками украшалась улица, а не дома, и для украшения использовались различные хвойные деревья. После смерти Петра про эту

Реклама
рождественскую традицию забыли, лишь питейные заведения метили вход, привязывая еловые ветви к крыше или к колу забора. Своеобразная наружная реклама.

В народе трактиры стали называть «елками». Язык пополнился фразеологизмами: «идти под елку», «елка упала, пойдем поднимать» — приглашение в питейное заведение; «под елкой» — в трактире.

Сохранились елочки и рядом с горками, которые устраивали для зимних забав.

По велению великой княгини Александры Федоровны в 1818 году в Москве установили первую елку, годом позже зеленая красавица появилась в петербургском Аничковом дворце.

Реклама

Став супругой Николая Первого, Александра Федоровна на Рождество 1828 года устроила первый детский праздник. Во дворце установили елку для детей царской династии, на которую пригласили и детей придворных. На столах были елочки, украшенные фруктами, конфетами, пряниками. Императрица собственноручно одаривала детей. С тех пор елки стали устанавливать и в домах высшей знати.

С середины 40-х годов XIX века елки неожиданно набирают популярность. В конце 40-х годов появились елочные базары, куда крестьяне свозили срубленные деревья. Знать соревновалась в размерах и украшении лесной красавицы. В середине XIX века елка освоилась даже в провинции.

Первая публичная елка была организована в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале. Она дала старт публичным елкам в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах.

Реклама

К концу XIX века елки стали привычными, торговать ими начинали за неделю до Рождества. Елочные базары с лесными красавицами на любой вкус устраивали на городских площадях, рынках, у гостиных дворов. Лавки выставляли елки с основанием-крестовиной.

На семейные праздники у елки собирались родственники, друзья, коллеги. Устраивалось «елочное веселье» с песнями, театрализованными представлениями, танцами, хороводами и обязательными подарками.

В первые годы после Октябрьской революции популярность елок упала, население бедствовало, было не до праздника. В 1929 году окончательно отменили празднование Рождества, елку стали называть «поповским обычаем».

Реклама

Разумеется, елка не исчезла, ее стали устанавливать тайно, а в 1935 году она возродилась. Теперь наряженное дерево стало ассоциироваться с новым годом, праздником счастливого детства.

Реклама

В канун 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек — главную елку страны.

С 1954 года праздник стал не только детским, новогодние балы у главной елки устраивали для передовиков производства, ученых, студентов и т. д.

В 1991 году вернулось и празднование Рождества, день стал нерабочим.

Уже несколько веков елка дарит нам ощущение праздника, возвращает счастливые минуты детства, помогает сохранить веру в чудо. У новогодней елки собираются самые близкие, самые дорогие нам люди. Елочные украшения — семейные реликвии, сохраняющие семейные традиции.

Реклама