Писатель, основоположник русского музыкознания, мыслитель, председатель юношеского общества любомудров — литературно-философского кружка, встречи которого проходили в квартире Одоевского по адресу Газетный переулок, 3.
Современники удивлялись тому, что Одоевский не придавал значения знатности своего рода и княжескому титулу. Тогда как почти все московские аристократы завидовали древности его происхождения. Возможно, оттого, что мать князя была дочерью прапорщика, а не дворянина.
Владимир Одоевский много экспериментировал с литературными жанрами и формами. В частности, написал футуристический роман-утопию «4338-й год: Петербургские письма».
Интересно, что сюжет романа основан на тогдашних астрономических наблюдениях. Комета Биэла, по прогнозам ученых того времени, должна был столкнуться с Землей как раз в 4338 году. Роман вышел в 1835 году, но комета, похоже, сгорела в космосе. После 1852 года её больше не наблюдали. Вместе с тем роман Одоевского весьма интересен. Писатель предвидел ксерокопирование, развитие фототехники, интернет и даже блогеров!
Творчество Одоевского высоко оценивал Тургенев, считал князя человеком с несомненным литературным дарованием. А литературный салон Одоевского в Питере посещал
Критик Михаил Горлин к столетию романа Одоевского «Русские ночи» писал:
На фоне русской литературы XIX-го века, полной творческой жизни, Одоевский явление исключительное. Он один пишет не от полноты, а от недостатка, от пустоты и одиночества, задыхаясь, срываясь, хриплым голосом, порой достигая своеобразной мрачной и сухой гармонии, но чаще запутываясь в собственных холодных измышлениях. Ему одному не хватает воздуха.
Имел Одоевский и вредную привычку — любил сахар с опиумом. От этого он становился бодрее, по его словам.
Одоевского называли «русским Фаустом» — князь увлекался оккультизмом и мистикой. Однако к 1840 году в мистицизме разочаровался и стал приверженцем научного взгляда на мир. Что не помешало ему писать детские сказки.
- В том же 1840 году выходит сборник сказок «Сказки дедушки Иринея», где появляется персонаж Мороз Иванович. Именно Одоевский впервые литературно воплощает образ фольклорного Мороза, Карачуна, Трескунца, ранее бывших языческими символами холода и зимы.
Одоевский как-то чуть не растерял всех друзей и знакомых из-за увлечения гастрономией. Перейдя от оккультизма к изучению наук, князь среди прочего увлекся химией, а после начал создавать разнообразные химические приправы к блюдам. Граф Владимир Соллогуб в дневниках писал:
…он раз в месяц приглашал нас к себе на обед, и мы уже заранее страдали желудком; на этих обедах подавались к кушаньям какие-то придуманные самим хозяином химические соусы, до того отвратительные, что даже теперь, почти сорок лет спустя, у меня скребет на сердце при одном воспоминании о них.
Часть своих рецептов Одоевский позже опубликует в книге «Кухня. Лекции господина Пуфа, доктора энциклопедии и других наук о кухонном искусстве».
Детей у Одоевского не было. Вдова князя, Ольга Степановна, после смерти мужа передала весь его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку (теперь Российская национальная библиотека), а ноты и рукописи о музыке — в Московскую консерваторию. Именно на основе этих рукописей позже создадут музей при консерватории.
За свою жизнь Одоевский успел побыть географом, химиком, мистиком, учредителем больниц, филантропом и музыковедом, однако в советское время оказался практически забыт. Публиковалась только его сказка «Городок в табакерке», так как советская власть сочла текст полезным для знакомства детей с законами механики. По сказке в 1976 году сняли мультфильм «Шкатулка с секретом».
Однако постепенно интерес к зачинателю российского музыкознания возвращается. В частности, детская музыкальная школа в Докучаевом переулке названа именем Одоевского.
А в преддверии Нового года вспомним, что именно Владимир Федорович придумал сказочный персонаж Мороза Ивановича, будущего Деда Мороза.