К примеру, экипажи кораблей «Слава», «Цесаревич», «Адмирал Макаров» и «Богатырь» принимали участие в спасательных работах после землетрясения в Италии. Об этом пишет В. Янкович в своей «Повести о героических подвигах русских моряков при землетрясении в Италии в 1908 году», которая была впервые опубликована в 2013 году в сборнике «Слава и трагедия балтийского линкора».
Автор также участвовал в спасательной операции, поэтому в его воспоминаниях приводится не только сухая хроника, но и личные переживания.
…В тот год гардемарины отправились на практику в Италию в город Аугуста. Ранним утром 28 декабря 1908 года случилось сильнейшее землетрясение, вызвавшее огромную волну, обрушившуюся на руины города
На следующий день моряки получили известие о трагедии в Мессине. Город находился недалеко от стоянки русской эскадры. Посовещавшись, не дожидаясь приказа сверху, командиры кораблей вышли на помощь итальянцам. Как вспоминает автор, мотивируя это тем, что в Чемульпо именно итальянский корабль принял на борт экипаж затопленного крейсера «Варяг».
Когда русские моряки прибыли на место трагедии, их взору предстала страшная картина. Под завалами в общей сложности находилось около 70 тысяч человек. Кругом были руины домов. По улицам бродили чудом уцелевшие жители. Некоторые из них подбегали к морякам, тянули куда-то и, видимо, умоляли о помощи. Моряки поняли, что нельзя терять ни минуты. Они начали разбирать завалы для спасения людей.
Периодически они кричали «алло» и прислушивались, чтобы не пропустить ни единого стона или стука. Добровольцы искренне радовались, если удавалось извлечь живого человека. Самое страшное, по словам Янковича, было находить в грудах камней оторванные конечности.
Нужно отметить, что эти люди и сами порой рисковали жизнью. Однажды матросу пришлось залезать на растрескавшуюся стену, чтобы спасти девушку. На тот раз все обошлось благополучно. В другой раз засыпало унтер-офицера, но его успели откопать.
На берегу военный медперсонал организовал медицинский пункт, где перевязывались раненые. Впоследствии врачи госпиталя в Неаполе отмечали профессионализм русских в оказании помощи пострадавшим.
К вечеру линкор «Слава» принял на борт 700 раненых. Матросы с сочувствием отнеслись к своим подопечным, ухаживали за ними всю ночь до прибытия в Неаполь. Что интересно, командир корабля связался по телеграфу с властями города и получил разрешение не салютовать по прибытии туда, чтобы не пугать раненых.
На борту корабля не обошлось и без настоящего чуда: у одной из пострадавших родилась дочка.
Жители Неаполя встретили русских моряков, как героев. Отовсюду звучали возгласы «Viva I nosti fratelli russi» (Да здравствуют наши братья русские!).
В порту Мессины находилось и несколько кораблей других государств, но их экипажи оставались безучастными к происходившему в городе. Зато германский врач Годель в своих воспоминаниях восхищался слаженными действиями и выдержкой русских моряков. Так он писал:
И у того, кто воочию видел этих настоящих людей, сердце как-то шибче билось в груди.
Только на четвертые сутки итальянские военные прибыли на место трагедии. Они выглядели растерянными и мало чем могли помочь.
А вскоре власти города вежливо отказались от помощи русских. Нашим морякам пришлось с тяжелым сердцем покинуть многострадальный город. Они все еще верили, что под обломками зданий могли оставаться живые. Так оно и вышло. Даже на 15 день после землетрясения из-под завалов достали нескольких чудом выживших людей.
По словам очевидцев, за несколько десятков миль от Мессины в море находили трупы людей и лошадей, обломки древесины. Это говорит об огромной силе волны, обрушившейся на город после землетрясения.
В 1911 году из далекой России на крейсере «Аврора» для всех участников спасательной операции были доставлены медали в память землетрясения в Сицилии и Калабрии 28 декабря 1908 года.
В. Янкович писал об этих событиях спустя 50 лет, но все равно между строк читается неподдельное сочувствие итальянскому народу и какой-то осадок от того, что добровольным спасателям не дали возможности довести дело до конца. Автор утверждал, если бы можно было остаться еще на несколько дней в Мессине, то, возможно, были бы спасены еще десятки жизней.