Попытки найти что-то общее между состоянием здоровья человека и его политическими предпочтениями чаще всего являются состряпанным на скорую руку мифом. Идеологи всех мастей пытаются убедить народ, что поддержка их оппонентов до добра не доведет, и верить им не стоит. Однако вред ксенофобии и религиозной враждебности для здоровья и жизни человека был доказан историческим примером.
Воспитание фанатика
Людовик родился в 1214 году в королевской семье Франции. Мальчику было 11 лет, когда его отец и тезка Людовик VIII, возвращаясь в Париж после победы над альбигойцами, подхватил дизентерию и умер.
Внезапная смерть монарха заставила придворных заподозрить отравление. Во всем винили поклонников красоты королевы Бланш, которая, овдовев, стала регентом при малолетнем правителе. Чтобы защититься от клеветников, женщина принялась создавать себе имидж ярой католички. Периодически она перегибала палку, что сказалось и на ее отношении к сыну. Она заявляла несчастному коронованному ребенку, что больше желает ему смерти, чем жизни во грехе.
В 1234 году после коронации подростка с искалеченной психикой выяснилось, что монарха мучают и вполне земные физиологические недуги. А еще у него есть тяга к самоистязанию и дружбе с сомнительными персонажами.
Итак, обо всем по порядку…
Фанатик на троне
Когда выкрещенный еврей Николас Донин подал в суд на священную книгу иудеев Талмуд, Людовик IX одобрил необычный процесс. В 1240 году приговор был вынесен: почитаемые евреями свитки были признаны преступными. Их изымали и сжигали на площадях. Веселье закончилось серьезной болезнью короля. Дело обошлось без «кары свыше», очевидно, постарался вирус.
Богатырским здоровьем наш герой не отличался. Списывать все его заболевания на строгое следование церковным предписаниям будет только предвзятый исследователь. Доказать, используя древние хроники, можно только один факт: из всех тяжелых состояний Людовик выкарабкивался, причем без существенных последствий.
Он часто постился, предпочитал молитвы брачному ложу, тискался и лобызался со всевозможными больными, включая прокаженных, породив слух о целебной силе своих объятий, но был жив и относительно здоров. Перенеся в 1244 году тяжелый недуг, монарх дал обет отправиться в Святую землю с хорошо вооруженной армией.
Крестовые походы
В 1248 году, получив благословение Римского папы на начало нового, седьмого по счету, Крестового похода, полный сил Людовик IX отправился в путь. Целью похода стал Египет, где располагалась ставка султана Малик ас-Салиха, владевшего и Палестиной. По дороге король успел объяснить своим подданным, что не потерпит ничего, что ассоциируется с культурой исламских государств, запретив игру в шахматы.
Удача не сопутствовала крестоносцам. Сам Людовик IX угодил в лапы к сарацинам, страдая дизентерией, но когда его выкупила родня, был вновь свеж и весел.
Поскитавшись по чужим краям с желанием выручить оставшихся в плену товарищей, король получил скорбную весть с Родины — умерла его мать. В 1254 году Людовик вернулся во Францию, но в 1270 году непоседа начинает новый Крестовый поход, на этот раз в Тунис.
История болезни
На дворе лето — июль месяц. Крестоносцы, осадившие Тунис, страдают от аномальной жары. В их лагере свирепствуют дизентерия и брюшной тиф, регистрируются случаи заболевания чумой. Состояние здоровья Людовика с самого начала кампании стремительно ухудшается. В конце августа 1270 года он умирает.
Наследникам благочестивого французского короля удалось доставить его останки в Европу и поместить в храм аббатства Сен-Дени. После беатификации с раздачей мощей союзникам Франции и Великой французской революции уцелела лишь нижняя челюсть прославленного крестоносца. Она досталась ученым, которые сделали парадоксальные выводы относительно причин смерти фанатика.
Согласно выводам экспертов, Людовика IX убила цинга, которую он получил вполне добровольно, следуя собственной извращенной логике и совершенным на почве религиозной нетерпимости преступлениям.
Нетерпимость, несущая смерть
Король, считавший все, что изобрели или сделали некрещеные люди, отвратительным, отказывался в том числе от пищи, чье происхождение вызывало сомнения.
Ставить психиатрический диагноз нашему герою еще рано — следует вспомнить, как он успел насолить иудеям, готовым снабдить крестоносцев провизией, а также мусульманам, имущество которых вояки могли попросту отобрать. Страх быть отравленным в комплекте с ненавистью к иноверцам заставлял несчастного питаться только тем, что было доставлено из Европы.
Рацион коронованного полководца состоял преимущественно из крупы. Цинга не заставила себя долго ждать. Медики должны были догадаться, что происходит с этим пациентом, ведь в ту эпоху могли наблюдать подобное не только у матросов, но и у деревенской бедноты. Благотворное влияние на таких больных свежих овощей и фруктов было подмечено, но «лечение витаминами» считалось одной из недоказанных гипотез. Зная нрав Людовика, вряд ли кто-то осмелился бы ему предложить такую терапию.
Из летописей известно, что страдал не он один. К услугам исламофобов были цирюльники, которые удаляли воспалившиеся участки десен, утверждая, что так не позволят некрозу распространиться дальше. Очевидно, точку в страданиях короля поставила кишечная инфекция, которая мгновенно добила истощенный организм.
Народная мудрость гласит, что злоба разрушает человека изнутри. Если быть точнее, то нерациональная агрессия заставляет совершать действия, способные существенно подорвать здоровье. Будьте добры!