Понимая это, во время правления Николая Второго началось (а скорее, продолжилось) строительство Транссибирской магистрали, которая, наконец, связала Дальний Восток с европейской частью России. И вот на волне успеха этого, без преувеличения, грандиозного строительства возник ещё один проект.
Французский промышленник де Лобель, весьма влиятельный в то время (в самом начале ХХ столетия), озвучил интересную и вполне осуществимую идею.
Он предложил связать Российскую империю и Северную Америку, предложив построить железную дорогу от Транссиба до Чукотки. В случае реализации этого масштабного проекта и Россия, и Америка, и сопредельные с ними страны получили бы колоссальные выгоды.
Де Лобель полагал, что справившись с прокладкой Транссиба, Россия смогла бы одолеть и постройку более короткого участка до Чукотки. По замыслу француза, новая железная дорога в сторону Берингова пролива должна была начинаться от Канска, через который уже проходила свежевыстроенная магистраль Транссиб. Затем железка прошла бы по Чукотке и до самой границы Российской империи.
Конечно, возникал вопрос: а как сооружать железную дорогу в условиях вечной мерзлоты? Но эта проблема, по мнению де Лобеля, являлась вполне решаемой. Кое-какие наработки по этому моменту были в мире.
Интересно, что немного позднее инициативы предприимчивого француза в Северной Америке появился Комитет содействия магистрали «Париж — Нью-Йорк». То есть заграничные энтузиасты прознали про инициативу де Лобеля и решили её поддержать, учредив специальный комитет.
Если говорить про проект французского промышленника, который, увы, так и не реализовали, расклад получался следующим.
- Магистраль «Париж — Нью-Йорк» планировали пустить севернее озера Байкал, примерно там, где проходит нынешняя Байкало-Амурская магистраль.
- Транссиб, напротив, был проложен южнее, и от него делали ответвление через Китай к Владивостоку (Китайско-восточная железная дорога).
- Далее от трассы «Париж — Нью-Йорк» планировали сделать ветку в сторону Николаевска-на-Амуре.
- Ну, и самое важное: от новой трассы как раз и планировался участок в сторону Берингова пролива.
Де Лобель понимал, что его проект потребует колоссальных затрат. Поэтому он придумал такой вариант: железную дорогу строить за счёт средств специального синдиката. В случае строительства, по замыслу француза, синдикат получал бы в своё пользование на 90 лет полосу земли вдоль всей (!) новой железной дороги.
То есть на протяжении последующих 90 лет полоса вдоль железнодорожной магистрали шириной аж в 25 километров переходила бы в пользование иностранцам. Несложно себе представить, что на этой полосе (наряду с магазинами и вокзалами) проводилась бы вырубка леса, добыча полезных ископаемых, строительство предприятий, которые, наверное, были бы не очень экологически чистыми, ну, и так далее…
Возможно, именно эти соображения и склонили членов межведомственного специального совещания в Иркутске в 1905 году отклонить предложение о строительстве новой железной дороги. И кто знает, может, оно и к лучшему?