Как при Николае Втором хотели соединить Россию и Америку?

Реклама
Грандмастер

Вторая половина ХIХ столетия ознаменовалась бурным ростом экономики во многих странах. Российская империя не стала исключением. А, как известно, экономика любого государства не может нормально развиваться без должных транспортных путей.

Понимая это, во время правления Николая Второго началось (а скорее, продолжилось) строительство Транссибирской магистрали, которая, наконец, связала Дальний Восток с европейской частью России. И вот на волне успеха этого, без преувеличения, грандиозного строительства возник ещё один проект.

Французский промышленник де Лобель, весьма влиятельный в то время (в самом начале ХХ столетия), озвучил интересную и вполне осуществимую идею.

Он предложил связать Российскую империю и Северную Америку, предложив построить железную дорогу от Транссиба до Чукотки. В случае реализации этого масштабного проекта и Россия, и Америка, и сопредельные с ними страны получили бы колоссальные выгоды.

Реклама

Де Лобель полагал, что справившись с прокладкой Транссиба, Россия смогла бы одолеть и постройку более короткого участка до Чукотки. По замыслу француза, новая железная дорога в сторону Берингова пролива должна была начинаться от Канска, через который уже проходила свежевыстроенная магистраль Транссиб. Затем железка прошла бы по Чукотке и до самой границы Российской империи.

Конечно, возникал вопрос: а как сооружать железную дорогу в условиях вечной мерзлоты? Но эта проблема, по мнению де Лобеля, являлась вполне решаемой. Кое-какие наработки по этому моменту были в мире.

Реклама

Интересно, что немного позднее инициативы предприимчивого француза в Северной Америке появился Комитет содействия магистрали «Париж — Нью-Йорк». То есть заграничные энтузиасты прознали про инициативу де Лобеля и решили её поддержать, учредив специальный комитет.

Реклама

Если говорить про проект французского промышленника, который, увы, так и не реализовали, расклад получался следующим.

  • Магистраль «Париж — Нью-Йорк» планировали пустить севернее озера Байкал, примерно там, где проходит нынешняя Байкало-Амурская магистраль.
  • Транссиб, напротив, был проложен южнее, и от него делали ответвление через Китай к Владивостоку (Китайско-восточная железная дорога).
  • Далее от трассы «Париж — Нью-Йорк» планировали сделать ветку в сторону Николаевска-на-Амуре.
  • Ну, и самое важное: от новой трассы как раз и планировался участок в сторону Берингова пролива.
Реклама

Де Лобель понимал, что его проект потребует колоссальных затрат. Поэтому он придумал такой вариант: железную дорогу строить за счёт средств специального синдиката. В случае строительства, по замыслу француза, синдикат получал бы в своё пользование на 90 лет полосу земли вдоль всей (!) новой железной дороги.

То есть на протяжении последующих 90 лет полоса вдоль железнодорожной магистрали шириной аж в 25 километров переходила бы в пользование иностранцам. Несложно себе представить, что на этой полосе (наряду с магазинами и вокзалами) проводилась бы вырубка леса, добыча полезных ископаемых, строительство предприятий, которые, наверное, были бы не очень экологически чистыми, ну, и так далее…

Реклама

Возможно, именно эти соображения и склонили членов межведомственного специального совещания в Иркутске в 1905 году отклонить предложение о строительстве новой железной дороги. И кто знает, может, оно и к лучшему?

Реклама