Боевой путь 567 ШАБП

Реклама

Воспоминания о боевом пути полка в 1941-1945 гг. ветерана полка, бывшего техника звена управления 567 ШАБП, майора (в отставке) Минькова М. И.

«…В 567 ШАП я служил со дня его формирования. Сначала обслуживал самолёт командира 2-ой авиаэскадрильи Терентьева А. Г. на Северо-Западном фронте и на Воронежском, потом был техником звена 2-ой авиаэскадрильи, а с Козельщины — техник звена управления. Полк трижды пополнялся техникой и людьми и в г. Миргороде было его третье рождение. После войны до 1950 г. служил техником в авиации. С 1950 по 1956 гг. был политработником, затем — адъютантом авиаэскадрильи, парторгом полка. Демобилизовался майором в 1965 году. Работаю более 20 лет старшим инспектором Облсобеса. С мая до сентября 1946 года сдавал самолёты Ил-10 567 ШАБП в Армении, где и обзавёлся семьёй. Имею сына, дочь и трёх внуков.

Реклама

567 штурмовой авиационный полк сформировался в октябре 1941 года в г. Воронеже. Личный состав полка состоял в основном из опытных лётчиков и техников, авиационных командиров и политработников, испытавших на себе всю тяжесть первых месяцев Великой Отечественной войны.

Полк возглавил Белецкий Антон Федосович. Комиссаром полка был батальонный комиссар Казаков Валериан Михайлович, начальник штаба — Фоменко С. Я., штурман полка (он же заместитель командира) — Чикирдин Григорий Иванович. Командирами авиационных эскадрилий были капитаны Чертков Вячеслав Михайлович и Терентьев Алексей Григорьевич, военкомами авиаэскадрилий были кадровые политработники Аронов Шмера Исаакович и Журавлев. Заместителями командиров АЭ были старшие лейтенанты Волков Владимир Иванович и Портнов Владимир Петрович, лётчики —

Реклама
Аверкиев А. Н., Левченко Г. П., Кравченко П. Л., Залыгин П. К., Серёгин Н. И., Шутенко Н. Ф., Кривов В. И., Калмыков П. П., Давыдов А. В. и другие.

Боевое крещение полк получил на Северо-Западном фронте в районах Старой Руссы и Демянска. С 31 марта по 14 июня 1942 года полк выполнил 91 боевой вылет с аэродрома Крестцы.

Боевая работа на Северо-Западном фронте проходила в сложной обстановке, потребовавшей от лётного состава большого мастерства и мужества, а от технического состава самоотверженной работы по восстановлению повреждённых в бою самолётов и подготовки их к боевым вылетам.

Дело в том, что на одноместном самолёте Ил-2 наши лётчики выполняли боевые задачи без сопровождения истребителей, преодолевая своими силами, своим мастерством, своей собственной жизнью плотный заградительный огонь зенитной артиллерии противника и противодействие их истребителей. Немцы в этот период имели превосходство в авиации и зенитной артиллерии. Наш Ил-2 — одноместный, имел мощное вооружение: пушки, пулемёты, реактивные снаряды, но не был защищён сзади. Скорость его при полной бомбовой нагрузке не превышала 300 км/ч. К тому же лётчики часто уходили на боевые задания без сопровождения истребителей. В силу указанных причин полк в короткий срок потерял основной боевой состав лётчиков и технику и был отправлен в тыл на переформирование.

Реклама

Для успешного выполнения поставленных боевых задач, приходилось идти на различные тактические маневры. Наиболее подготовленные лётчики командир полка капитан Ломовцев, командиры авиационных эскадрилий капитаны Исензон Х. Е. и Терентьев А. Г. вылетали одиночными самолётами до рассвета. Они в сумерках внезапно поражали заданную цель и возвращались на свой аэродром в светлое время.

16 наземная армия немцев сидела в Демянском мешке и снабжалось продовольствием и боеприпасами транспортными самолетами Ю-52 по воздуху. Перед полком была поставлена задача по срыву воздушного моста немцев. На перехват транспортных средств лётчики вылетали до рассвета и в сумерках поражали их. В воздушных боях сбито 7 транспортных самолётов. При этом вновь прибывший командир полка капитан Ломовцев Дмитрий Леонтьевич, в одном бою сбил 3 самолёта противника.

Реклама

Всего в воздухе и на земле уничтожено 23 самолёта противника и повреждено 7, железнодорожных вагонов — 20, повозок — 85, автомашин — 115, танков — 5, зенитных точек — 13, складов — 14.

В напряжённых боях за непродолжительное время полк потерял 12 лётчиков и 12 самолётов. Не вернулись с боевого задания: м-р Чикирдин Г. И., к-н Чертков П. К., ст. лейтенанты Волков П. К. и Портнов В. П., лётчики — Аверкиев А. Н., Назаренк Д. Н., Левченко Г. П., Залыгин П. Н., Кравченко П. К., Серёгин Н. И., Калмыков П. П., Шутенко Н. Ф.

Последняя группа в составе трёх самолётов вылетела на Демянский аэродром противника, где все были сбиты. Лётчик Кривов Владимир Иванович свой подбитый самолет дотянул до нейтральной полосы и с помощью пехоты был доставлен к своим и возвратился в полк в г. Куйбышев, т. к. полк в июне 1942 года был отправлен на пополнение техникой и лётным составом.

Реклама

В короткий срок лета 1942 года полк пополнился лётным составом и получил новую боевую технику. Боевой костяк полка составили лётчики, получившие боевое крещение на Северо-Западном фронте:

Ломовцев Дмитрий Леонтьевич — командир полка;

Терентьев Алексей Григорьевич — командир АЭ;

Исензон Харитон Ефимович — командир АЭ;

Кривов Владимир Иванович — командир звена.

Лётчики, имевшие боевой опыт на тяжёлых бомбардировщиках и легкомоторной авиации: ст. лейтенант Георгиев Василий Сидорович, лейтенант Фомичёв Михаил Васильевич, мл. лейтенант Калинин Афанасий Афанасьевич, ст. лейтенант Евдокимов, лейтенант Швырков, Копылов и другие.

Полк пополнился молодёжью с лётных училищ и многие из них были Иванами: Иван Павлов, Иван Баранов, Иван Жуков, Иван Кучеров, Павел Чернов, Василий Фильчиков, Григорий Басенко, Виталий Ивченко, Савик, Комаров и другие.

Реклама

В начале сентября 1942 года полк был направлен на Воронежский фронт и вошёл в состав 205 ИАД, 2-ой ВА и участвовал в 4-х боевых операциях:

1. С 15 сентября по 2 октября 1942 года полк участвовал в операции по срыву подготовки немцев для нанесения контрудара по нашим войскам в районе Верхнего Дона. Произведено 202 боевых вылета. Полк потерь не имел. Подбитые самолёты лётчиками Фомичёвым, Савиным и Комаровым были посажены на своей территории, и они вернулись в полк.

За успешное выполнение боевых задач полк получил благодарность от командующего 38 Армией генерала Чибисова и командующего Воронежским фронтом генерала Ватутина:

— «Работу 22 сентября оцениваю отлично. Генерал-лейтенант Ватутин».

Реклама

— «Восхищены блестящими действиями штурмовиков майора Ломовцева. Объявляю благодарность героям-лётчикам. Желаю таких же успехов в дальнейшем. Генерал-майор Чибисов».

2. С 28 октября по 1 ноября 1942 года полк выполнял задание командования по срыву железнодорожных перевозок южнее Воронежа на участках Алексеевка-Острогожск-Россошь-Евдакова. Произведено 54 боевых вылета и нанесён большой урон врагу. Перевозки на указанных участках железной дороги были приостановлены на 4 суток. Командующий 2 ВА генерал Красовский так оценил работу полка: «Ставлю в пример всем войскам армии блестящую и образцовую боевую работу 567 штурмового авиационного полка, показавшего в последней операции пример мужества, мастерства, дисциплины и организованности».

Реклама

При проведении указанной операции были сбиты летчики Фомичёв Михаил Васильевич и Калинин Афанасий Афанасьевич. Совершил героический бессмертный подвиг заместитель командира 1 авиационной эскадрильи старший лейтенант Георгиев Василий Сидорович.

Фронтовая газета «Крылья Родины» под заголовком «Подвиг старшего лейтенанта Георгиева» писала: «Много раз отличался в боях с гитлеровскими мерзавцами отважный лётчик-штурмовик старший лейтенант Георгиев. Вёл ли он группу, летал ли ведомым — Георгиев всегда точно находил цель и метко поражал её. Обнаружив объект штурмовки, старший лейтенант не успокаивался до тех пор, пока не убеждался, что цель поражена. Так было и на этот раз. Группа штурмовиков, в состав которой входил Георгиев, обрушилась на железнодорожный участок, используемый врагом для перевозок военных грузов. Лётчики громили находившиеся в пути и стоявшие на станции эшелоны.

Реклама

Подлетая к станции Н, ст. лейтенант Георгиев увидел несколько машин, собравшихся у складского помещения. Возле хлопотали гитлеровцы. Острый глаз штурмовика заметил штабеля ящиков и плетёных корзин. «Склад боеприпасов» — догадался лётчик. Чтобы наверняка поразить эту важную цель, Георгиев решил подойти близко. Вражеские зенитки открыли по смельчаку ураганный огонь. Но это не остановило Георгиева. Он резко спикировал и с высоты 150 метров обрушил на склад бомбы и снаряды. Раздался взрыв необычайной силы. Клубы дыма и огненные языки взметнулись высоко к небу. Склад, который снабжал фашистские части, взлетел на воздух.

Так, в упор и наверняка — поразил врага патриот Родины.

Реклама

Взрывной волной самолёт Георгиева положило на лопатки, высота была малая, и он врезался в землю. «За героизм, мужество и самопожертвование в интересах разгрома немецко-фашистских оккупантов старший лейтенант Георгиев был представлен посмертно к награждению орденом Ленина».

3. 23 ноября 1942 г. полк откомандирован в распоряжение командующего Юго-Западным фронтом генерал-лейтенанта Ватутина и содействовал войскам 1 армии генерала Лелюшенко в прорыве обороны противника Северо-Западнее Сталинграда в районе Вешенская-Клетсткая. Лётчики действовали в условиях снегопада, низкой облачности, но неотступно наносили удары по врагу.

С 23 ноября по 10 декабря 1942 г. было произведено 79 боевых вылетов. За успешные боевые действия командир полка м-р Ломовцев Дмитрий Леонтьевич был награждён орденом Суворова 3 степени, командиры эскадрилий Исензон Харитон Ефимович и Терентьев Алексей Григорьевич — орденами «Александра Невского», лётчики — орденами Отечественной войны 1 степени. Ряд техников и инженеров были награждены орденами и медалями. Весь личный состав полка был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Реклама

4. с 11 до 25 декабря 1942 г. полк участвовал в прорыве обороны противника на участке среднего течения Дона в районе Богучар-Новая Калитва. Произвели 21 боевой вылет. Усилились боевые действия истребителей авиации противника. Мы каждый день стали терять лётчиков. Не возвратились с боевого задания Швырков, Жуков, Кучеров и другие лётчики. В полку осталось не много боевых экипажей, которые были переданы другому полку, а наш полк отправлен в тыл на пополнение. Командира полка м-ра Ломовцева перевели в управление 2 ВА инспектором по технике пилотирования. Командиры эскадрилий Исензон и Терентьев отправлены командовать полками. Остальных лётчиков откомандировали в перегоночные группы, т. к. к этому времени сменился порядок пополнения боевых частей самолётами и лётчиками. Их стали получать не в тылу, а непосредственно на фронте. Техсоставу полка была поставлена задача принимать боевые самолёты от завода и готовить для перегонки на фронт, и мы выполняли эту задачу в течение 1943 года.

Реклама

На Воронежском фронте полк сделал 369 боевых вылетов. Уничтожил 16 танков, 400 автомашин, 5 паровозов, 226 вагонов, 179 повозок, 13 зенитных батарей, 29 артиллерийских батарей, 19 миномётных и 13 пулемётных точек, 16 складов с боеприпасами, 3 бензосклада. Свои потери составили: 13 самолётов, 6 лётчиков.

На Воронежском фронте, в полку зародилась идея установить на самолёте Ил-2 турельный пулемёт и посадить стрелка для защиты задней полусферы самолёта от истребителей противника. Под руководством инженера Васильева на двух самолётах были установлены турельные пулемёты «ШКАС». Первыми воздушными стрелками были мастера по авиавооружению Яшков Иван и Яськов Вася. Новинка быстро нашла себе применение: впоследствии «Ильюшины» стали выпускать двухместными с кабиной стрелка и установкой крупнокалиберного пулемета.

Реклама

В начале 1944 года формируются крупные авиационные соединения: дивизии и корпуса. Наш полк был включён состав 198 ШАД, 6 ШАК, укомплектован лётным составом и весной 1944 года прибыл в г. Миргород Полтавской области, где шло доукомплектование личным составом, техникой, обучение молодых лётчиков боевому применению штурмовиков.

Летом 1944 года полк был направлен на 1 Белорусский фронт и вошел в состав 16 ВА. Базировался на аэродромах Медвежка (район Сарны) и Ненцы (18 км северо-восточного Ковеля) и участвовал в Ковельской операции. Произвёл 35 боевых вылетов. Уничтожено и повреждено танков — 2, артбатарей — 49, батарей ЗА — 15, повозок — 17, солдат и офицеров — 130. Полк потерял 4 экипажа (Комаров, Простибоженко-Краюшкин, Макеев-Зимин, Иваненко-Николаев).

Реклама
25.07.44 г. исключительное мужество проявили старший лейтенант Иваненко (Ивоненко —? Составителю и Редакции не удалось установить достоверно правильность написания фамилии лётчика, погибшего в июле 1944 года вместе со своим стрелком Николаевым смертью храбрых. В воспоминаниях однополчан также присутствуют расхождения в написании его фамилии. Поиски продолжаются. Примечание Редакции) и воздушный стрелок сержант Николаев. При штурме вражеского аэродрома Венгрув прямым попаданием снаряда был повреждён винт самолета старшего лейтенанта Иваненко. Он по радио поручил вести группу лейтенанту Децюре, а сам пытался дотянуть до своей территории. Это не удалось и самолёт сел за линией фронта. Немцы начали сбегаться к самолёту, экипаж открыл огонь из пушек, затем из пулемётов, наконец, из личного оружия. Район посадки вскоре был занят нашими наземными частями. Вокруг изрешечённого самолета наши солдаты насчитали около 80 трупов гитлеровцев. В пепле потухшего костра лежали тела Иваненко и Николаева с обугленными по колени ногами. Герои-лётчики были захоронены в братской могиле. Посмертно награждены каждый орденом Отечественной войны 1 степени.
Реклама

В этих боях также отличилась группа в составе 4-х Илов под руководством лейтенанта Коваленко в составе Коваленко, Дроконов, Комаров, Михоль.

После обработки цели на группу напали 11 истребителей противника: 4 ФВ-190 и 7 Ме-109. Группа Илов не смогла перестроиться в круг, и была рассеяна. Ведущий группы лейтенан�� Коваленко был атакован сверху-сзади парой ФВ-190. Первая атака была отбита воздушным стрелком Муромцевым, при повторной атаке он был тяжело ранен. Один атакующий ФВ-190 выскочил вперёд самолёта Коваленко, и Коваленко, чуть довернув свой Ил, сбил ФВ-190 пушечной очередью.

Второй вражеский истребитель был сбит стрелком Дроконова-Войткевичем, при этом лётчик и стрелок были ранены, но привели самолёт на свой аэродром. Лётчик Комаров с воздушным стрелком Ермошовым оторвались от группы, и были подожжены истребителями. Горящий самолёт был посажен на аэродром братского полка, воздушного стрелка спасли, лётчик погиб в горящем самолёте.

Реклама

30 июля 1944 года полк перебазировался на аэродром Любартув (20 км севернее г. Люблин) для обеспечения боевых действий наземных войск по захвату и расширению Варковского плацдарма на реке Висле южнее Варшавы. 18 июля полк перебазировался ближе к Висле на аэродром Новинки.

За август месяц 1944 года полк произвёл 193 боевых вылета. Уничтожено и повреждено сил противника: танков — 20, сбито 2 самолёта, 3 железнодорожных вагона, 149 грузовых автомобилей, 21 повозка, 11 орудий полевой артиллерии, 3 склада ГСМ, подавлено 17 батарей зенитной артиллерии, создано 47 очагов пожара, уничтожено 985 солдат и офицеров противника.

На берегах Вислы полк потерял 4 экипажа. На Варковском плацдарме сбит зенитной артиллерией командир 3 авиаэскадрильи капитан Подкопаев Владимир Яковлевич со стрелком сержантом Горелкиным

Реклама
А. М. Два экипажа погибло в результате столкновения в воздухе: лётчики младший лейтенант Барков А. Ф. и сержант Ганагин И. П., воздушные стрелки Анищенко А. Д. и Глухов И. Ф., авиационные механики — Яковлев Ю. П. и Коробейников П. М. Похоронены на городском кладбище г. Любартув.

Тактически грамотно воевали лётчики 2 авиационной эскадрильи, которой командовал капитан Скорик С. С., он учил не бросать неприцельно бомбы, не тратить зря РСы и патроны и особенно беречь патроны воздушным стрелкам. При подходе к цели выделял пару лётчиков для подавления зенитных средств противника, а остальная группа обрабатывала цель. Эскадрилья имела потерь меньше других.

Так, 26.08.1944 группа 6 Ил-2, ведущий капитан

Реклама
Скорик С. С. в сумерки, 20 час. 50 мин. До 21−00 часа двумя заходами с планирования с высоты 700−200 метров атаковала колонну до 100 автомашин с войсками и грузами в движении по шоссе Красник-Микужевске. Атака была внезапной. Первый удар нанесён по голове колонны, второй по центру. Загорелось 17 автомашин. Дальнейшие действия группа прекратила из-за наступающей темноты. Вся группа возвратилась на свой аэродром без потерь. Посадку производили при свете костров.

8 сентября 1944 года полк перебазировался на аэродром Городище (6 км восточнее Каменец-Литовск Брестской области) для пополнения техникой, лётчиками и подготовки к последующим боям.

6 октября 1944 года полк перебазировался на оперативный аэродром Куровицы (18 км севернее Соколув Подляска) для ведения боевой работы во взаимодействии с 65 А, которой командовал Батов, по удержанию и расширению Наревского плацдарма.

Реклама

Кроме того, 567 ШАП в состав 198 ШАД содействовал частям 47 и 70 А в прорыве оборонительной полосы противника в междуречье Нарев-Висла. На участке Зечже-Генрыкув.

За октябрь полк произвёл 339 боевых вылетов. В боях потеряно 5 лётчиков, 7 воздушных стрелков, 7 самолётов (Комаров В. С., Гурьев П. А.Пусев А. Ф., Дроконов В. И. — Войткевич, Щербаков Е. М.Полозов А. Е., Ивутенко И. И. — Брехливый В. А.). 24.10.1944 погиб стрелок Горчаков, похоронен в Куровицах.

Проведено 5 воздушных боёв, в которых сбито 2 Ме-109, один ФВ-190. Полк нанёс ущерб врагу. Уничтожено и повреждено: танков 30, ж/д вагонов — 2, грузовых автомобилей — 90, легковых — 1, повозок — 16, миномётов — 5, орудий зенитной артиллерии (ЗА) — 17, пулемётов — 11, полевых орудий — 30, взорвано складов с боеприпасами — 2, с ГСМ — 4, подавлено батарей ЗА — 21, батарей полевой артиллерии — 25, создано 10 очагов пожара и 4 взрыва, уничтожено и рассеяно 1430 солдат и офицеров.

Реклама

На Наревском плацдарме шли сильные бои, враг пытался ликвидировать плацдарм, усилил его авиацией и зенитными средствами. Лётчики прилетали с боевого задания, редко кто без пробоин самолёта. В один из дней лётчик Шпончиков Л. И. прилетел с полсотней пробоин на самолёте, пока его латали техники, он вылетел на боевое задание на самолёте командира полка и возвратился с пробоиной крыла самолёта не менее квадратного метра. Пришлось менять крыло самолёта.

В ноябре 1944 года был назначен командиром полка и приступил к своим обязанностям майор Свирс Б. К.

24 ноября 1944 года полк перебазировался на аэродром Вежоно южнее Варшавы и готовился к боям в Висло-Одерской операции. В начале операции полк перебазировался на аэродром Меня, ближе к Висле и вёл боевую работу во взаимодействии с частями 5 ударной армии и 12 танкового корпуса в направлении Варшава, Кутно, Познань. Висло-Одерская операция шла успешно, противник отступал. Полк выполнял задачи по уничтожению войск противника на шоссейных и железных дорогах.

Реклама

Так, лётчики лейтенант Шпончиков Л. И. и лейтенант Баранников Д. Д. охотились на дорогах западнее Лодзи и на ст. Крушьица, обнаружили 3 эшелона и большое скопление техники и живой силы противника. Бомбами и РСами они создали пробки на входных и выходных путях. Затем по их докладу туда было направлено 4 группы Ил, станция была разгромлена. Уничтожено 2 паровоза, 46 вагонов с техникой и живой силой противника.

За вывод из строя станции противника и проявленное при этом мужество и отвагу лейтенант Шпончиков и лейтенант Баранников награждены командующим 16 ВА генералом Руденко орденами «Красного Знамени».

При проведении этой операции полк потерял один экипаж лётчика Ковынева Н. В.

Реклама
и стрелка Башарина В. А. Самолёт в бою подожжён ЗА и упал западнее г. Минск — Мозовецкий. Похоронены в д. Мена.

Двигаясь за фронтом, полк перелетел на аэродром Стшегоцин (8 км южнее г. Кутно), затем в Замтер, а 2 аэ капитана Скорика С. С. села на аэродром Беднары, для ведения боевых действий против фашистского гарнизона, засевшего в Познаньской крепости.

При содействии штурмовиков эскадрильи капитана Скорика С. С. наземными войсками, крепость пала. В Беднарах потеряли лётчика младшего лейтенанта Горобченко И. Н., где он и похоронен.

19 февраля 1945 г. полк перелетел на аэродром Шнайдемюль для участия в Померанской операции. После завершения боёв за гор. Познань и Померанской операции полк перебазировался на аэродром Симонсдорф (25 км северо-западнее г. Кюстрин на Одере) и готовился к завершающей операции по штурму Одера и Берлина. Накануне наступления на Одере, намеченного на

Реклама
16.04.45 г., 14 апреля в условиях сильного противостояния ЗА противника, полк группами 2−4 самолёта вёл разведку оборонительной полосы противника в районе Цехин, Лечин, Гузов на Кюстринском плацдарме и двумя группами 6 и 15 Ил-2 уничтожал артиллерию противника на огневых позициях разведанных районов. Выполнено 30 самолётовылетов. Потеряли 3 экипажа. Экипаж в составе лётчика Фураева Б. И. и воздушного стрелка старшего сержанта Татьянича И. А. сбит прямым попаданием ЗА противника.

Экипажи штурмана старшего лейтенанта Домрачева П. И., воздушного стрелка старшины Яшкова И. Я. и лётчика Веретенникова А. Т. и воздушного стрелка старшего сержанта Розувакина Е. М. погибли в результате столкновения в воздухе. При подходе к району разведки немецкая ЗА открыла сильный огонь. Младший лейтенант

Реклама
Веретенников А. Т., производя противозенитный маневр резкими эволюциями, наскочил на самолёт старшего лейтенанта Домрачева П. И. Самолёты разбиты, экипажи погибли. Домрачев П. И. и Яшков И. Я. похоронены в г. Зольдин, могила № 8.

16.04.45 г. в день начала наступления на Одере, в сложных метеоусловиях, при сильном противодействии зенитной артиллерии противника полк группами 4−8 Ил-2 под прикрытием истребителей 234 ИАД содействовали прорыву обороны противника войсками 5-й ударной Армии с плацдарма на западном берегу р. Одер на участке Лечин, Гузов, уничтожал артиллерию, живую силу и технику противника в районе Альт, Фридлянд, Зеелов. В этот день полк произвёл 72 боевых вылета. Потеряли один экипаж. Сбит зенитной артиллерией капитан

Реклама
Сыпленко К. П. со стрелком Елисеевым Е. Е. 18.04.45 г. потеряли 2 экипажа (младший лейтенант Лермонтов С.С.-Ермашов В.Н., лейтенант Колесник С.Д.-Теляшев А.Г.). Началась Берлинская операция 23.04.45 г. Полк перебазировался на аэродром Мал. Кенигсберг, 26.04.45 г. — в Бернау, 29.04.45 г. — в Бухгольц (15 км. Северо-восточнее Берлина).

В этой операции успешно громили врага лётчики капитана Бондаренко В. В., капитана Скорика С. С., лейтенанта Коваленко В. И.

Командир дивизии гв. полковник Белоусов в очерке «Над полем боя» пишет: «К утру, как только улучшилась видимость, одна за другой взлетали с аэродромов пять групп «Ильюшиных». Их повели мастера штурмовых ударов капитаны Бондаренко, Кирилов, Скорик, Гридин, лейтенант Коваленко. В это время противник, сбитый со своих оборонительных рубежей, вытягивался в колонны на дорогах, ведущих к Берлину. Задача штурмовиков состояла в том, чтобы задержать врага, не дать ему возможности оторваться от наших танков.

Реклама

В 9−30 над центральной рацией наведения появляется первая шестёрка «Ильюшиных».

Ведущий группы радирует:

— Дайте цель! Дайте цель! Я Бондаренко.

Подполковник Шевченко приказывает:

— Бейте колонны по дороге Гузов-Вульков.

— Всё ясно — отвечает Бондаренко.

По указанной цели бьют все пять групп штурмовиков. Весь день дотемна снова и снова группы «Ильюшиных» непрерывно воздействуют на поле боя, жгут автомашины и танки, разгоняют по лесам вражескую пехоту. Всё, что уцелело от ударов с воздуха, добивают наши танкисты и мотопехота.

Штурмовики шли волнами, заглушая рёвом своих моторов артиллерийско-миномётную канонаду. Группа Леусенко, группа Решетняка, группа Лукьянова, за ними группы Бондаренко, Гридина, Кондаурова и другие. Сотни машин наносили с воздуха удары по врагу. Штурмовая обработка продолжалась два часа, потом танки рванулись вперёд.

Реклама

На участке Классельдорф-Илов передовые отряды одной танковой части натолкнулись на большое скопление немецких автомашин и танков. Танкисты сообщили об этом на КП наведения самолётов подполковнику Шевченко. Данные танкистов были перепроверены воздушными разведчиками. Через несколько минут капитан Бондаренко привёл двадцать два экипажа и, точно наведённый на цель, уничтожил со своими ведомыми несколько десятков танков противника. Появившиеся в воздухе «фокке-вульфы» не смогли помешать нашим штурмовикам сделать по семи заходов на цель".

Высокую оценку боевой работы группы Бондаренко дал начальник штаба стрелкового корпуса полковник Вайнруд за штурмовку переднего края обороны противника на участке Насемхайде-Фрайенхаген. Тремя атаками с разных направлений с высоты 800−150 м с планирования группа из 8 штурмовиков за 15 мин парализовала противника так, что наши наземные части заняли этот рубеж без потерь.

Реклама

Лейтенант Бондаренко В. В. прибыл в полк осенью 1944 года, проявил себя отважным и умелым бойцом и был назначен командиром звена. Вскоре за умелые боевые действия Бондаренко был награжден орденом «Красного Знамени», повышен в должности и звании, его назначили командиром 3 АЭ.

Он на фюзеляже своего самолета нарисовал слово «Мститель» с белой стрелой. Не всегда пользовался позывными, а открыто по рации называл себя:

— Я Бондаренко, укажите цель!

Или:

— Горбатые, кончаем работу, сбор над Кюстрином.

Это запрещалось, т. к. давало врагу информацию с места сбора группы. За это его нередко журило командование, но уважали как воздушного бойца. Он никогда не действовал по шаблону.

Реклама

Зная бойцовские качества Бондаренко, командование 198 ШАД доверило ему совершить 21.04.45 г. первый штурмовой вылет на Берлин. Вылет был произведен успешно. Немцы не ожидали налёта штурмовой авиации на низких высотах, и их зенитные средства не были готовы к отражению низколетящих целей.

Вот, что писал жене, лётчик Белостоцкий С. Д., участвовавший в налёте на Берлин: «Наконец наступила последняя страница Великой Отечественной войны — штурм Берлина. Советская армия вплотную подошла к стенам фашистского логова. Наша бомбардировочная авиация уже давно совершает налёты на эту последнюю крепость фашизма, но берлинцы еще не имели счастья видеть и слышать грозных штурмовиков. И вот

Реклама
21.04.45 г. в 17−00 эскадрилья получает приказ — уничтожить опорный пункт и артиллерийские позиции на одной из главных улиц Берлина в излучине р. Шпрее. Через несколько минут шестёрка «Илов», ведомая комэском Володей Бондаренко, плотным строем пересекает р. Одер, идя курсом 270 на Запад. Каждый из нас понимал, что это не обычный боевой вылет, а что это возмездие за наши разрушенные города, за всё то горе, которое принес нам Германский фашизм.

Погода не благоприятствовала нам — уже две грозы мы обошли стороной, но на пути стояли опять чёрные тучи. Обходить больше нельзя — скоро Берлин, и вот самолёты прижаты к земле, почти ничего не видно, кабины заливает дождём, летим, перепрыгивая через дома и деревья. Мы имели право вернуться, но наша цель — Берлин и не было силы на земле и в воздухе, которая остановила бы советских соколов.

Уже под крылом замелькал пригород Берлина и одновременно мелькает мысль, что бомбить с такой малой высоты невозможно, да и цель найти трудно, а впереди чернота и вдруг… в глаза ударили лучи заходящего солнца. Туча оборвалась стеной, и перед нами был серый Берлин как на ладони. Секунда промедления в этот момент могла стоить жизни, но команда ведущего Володи Бондаренко прозвучала одновременно с исполнением, и, не успели гитлеровские зенитчики открыть огонь, как грозные «Илы» резко взмыли вверх и с небольшим доворотом обрушили бомбы на цель. Атаку завершили пушечно-пулемётным огнем и РСами.

Выровняв самолёты над крышами домов, мы взяли курс на восток. Только тогда опомнились фашисты, но их снаряды разрывались далеко позади, а мы, нырнув в тучи, благополучно пришли на аэродром".

Последнее боевое задание Великой Отечественной войны выполнил Бондаренко 1 мая 1945 года по спецфотографированию Берлина для кинохроники. Он возглавил группу из 7 «Илов». Вместо воздушных стрелков в кабине у Бондаренко летел фотокинорепортёр ст. л-т Архипов, а у командира полка Свирса Б. К. — Редькин. Они произвели киносъёмку для хроники ТАСС и фотографирование центра Берлина. Этот снимок часто печатается в книгах и газетах в Дни Победы, имеется в музеях, помещен в Советской энциклопедии.

Так закончил в Берлине свой боевой путь 567 ШАП, путь, который он начал на Северо-Западном фронте, продолжив его под Воронежем, в Белоруссии и Польше.

Всего за время Великой Отечественной войны 567 ШАП произвёл 1717 боевых вылетов. Потерял 59 самолётов, 36 лётчиков, 19 воздушных стрелков, 8 техников и механиков.

За штурм Берлина полк получил наименование «Берлинский». Весь личный состав полка (226 человек) награждены медалью «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», полк получил 16 благодарностей верховного командования. 6 ШАК получил наименование «Люблинский», 198 дивизия — Варшавская. Весь офицерский состав был награждён орденами, сержанты — орденами и медалями. Многие лётчики стали кавалерами ордена «Красного Знамени», а командиры полка и командиры авиационных эскадрилий кавалерами ордена Александра Невского. Звания Героя Советского Союза получил капитан Крылов, который совершил 150 боевых вылетов. Лётчики Баранов и Павлов, получившие боевую закалку в полку на Воронежском фронте, также были удостоены этого высокого звания.

После победы над Германией полк выделил эскадрилью капитана Скорика для войны с Японией, но пока они ехали наземными эшелонами до Дальнего Востока, война с Японией закончилась. Эскадрилья возвратилась в полк.

В начале 1946 года полк перебазировался на Кавказ и был расформирован. Часть личного состава была демобилизована, оставшаяся пошла на пополнение других частей.

Как сложилась судьба многих однополчан в мирное время.

Лётчик Скорик С. С. возвратился в гражданскую авиацию. За самоотверженный труд к его боевым наградам прибавилось два ордена «Знак Почета». Сейчас он пенсионер на отдыхе.

Лётчик Белостоцкий С. Д. окончил инженерный институт и стал «Заслуженным строителем». К его пяти боевым наградам прибавился орден «Октябрьской Революции».

Авиационный механик Барашков Ю. И. окончил высшее авиационно-инженерное училище и аспирантуру и стал кандидатом технических наук.

Авиационный механик Бузин Н. И. окончил университет и аспирантуру и стал кандидатом филологических наук.

Авиационный механик Глухов В. А. окончил академию и стал работником генерального штаба Советской Армии, выполнял задание Родины в Египте, Афганистане.

Авиамеханик по авиавооружению Задорин Б. И. вырос до полковника-командира зенитного ракетного полка, выполнял задание Родины во Вьетнаме, Чехословакии.

Володя Бондаренко был лётчиком правительственной эскадрильи, летал во многие страны мира, на Север, на Восток.

Лётчики Децюра и Файбисович командовали авиационными частями.

Бывший командир полка Свирс Б. К. возглавил Курский аэроклуб.

На Воронежском фронте в октябре 1942 года были сбиты лётчики Фомичёв Михаил Васильевич и Калинин Афанасий Афанасьевич и попали в плен. Перенесли все тяготы плена и после освобождения были демобилизованы из армии.

В Сталинские времена плен не признавался, пленники считались изменниками Родины. Пленные других государств по антигитлеровской коалиции получали помощь Красного Креста. Нашим пленным этой помощи не было, и они содержались в худших условиях и после освобождения были отправлены в Сибирь.

В октябре 1944 года на Наревском плацдарме был сбит командир 3 А Э Ивутенко Иван Иванович и также попал в плен, дважды бежал из плена. За вторую попытку бегства из плена был расстрелян гитлеровцами, о чём поведал оставшийся в живых лётчик братского 945 полка Тартышин, который также находился в плену.

Какая судьба свела нас, однополчан, в послевоенное время? Это судьба наших не погребённых лётчиков.

На Воронежском фронте героически погиб наш однополчанин Георгиев Василий Сидорович. Шли годы. Выросли его сыновья Юрий и Олег. Они пошли по стопам отца. Стали авиаторами. Юрий — инженером, Олег — лётчиком. Братья решили, во что бы то ни стало узнать, при каких обстоятельствах погиб их отец. У матери — Александры Ивановны было извещение о гибели отца, два-три письма, фотографии, пара фронтовых газет. В извещении сообщалось: «Ваш муж, старший лейтенант Георгиев Василий Сидорович 29 октября 1942 года пал смертью храбрых в бою с немецко-фашистскими оккупантами в районе г. Воронежа и похоронен в селе Верхняя Хава Воронежской области». Братья поехали в село, однако могилы отца там не оказалось. Потом они обратились в Министерство Обороны СССР для уточнения адресов однополчан, фамилии которых значились во фронтовой газете «Крылья Родины». Им стали известны адреса Фомичёва М. В., Копылова В. С., Минькова М. И., Калинина А. А., Исензона Х. Е., Аронова Ш. И., Баранова, Казакова В. М. Полетели запросы по указанным адресам в Одессу, Ленинград, Свердловск, Минск, Борисов, Ашхабад, Гомель.

К поиску подключились следопыты Верхнехавской средней школы. Ко мне в Гомель прилетел сын лётчика, Георгиев Олег с фотографией отца для уточнения места его гибели. Пришлось напрячь мысли, чтобы припомнить рассказ командира 2 АЭ майора Терентьева, самолёт которого я обслуживал, что действительно Георгиев не вернулся на свой аэродром из-под Острогожска, Воронежской области. В тот же день Олег вылетел из Гомеля в Ленинград, где живет Фомичёв, но тот до гибели Георгиева был сбит, при падении самолёта потерял сознание и попал в плен, что-либо нового сообщить братьям не мог.

На следующий год Олег и Юрий, взяв отпуска, приехали в Острогожск, шли от села к селу, от дома к дому, были в Новой Сотне, Мамоте, Инютино. Расспрашивали, сами рассказывали. И нашлись люди, которые хорошо помнили тот взрыв, страшной силы падение самолёта. Начались раскопки. Экскаватор снял верхний илистый слой. Люди ощупывали каждый комок земли. Были извлечены первые куски искорёженного дюраля. Потом — кабина лётчика, останки пилота. В кармане гимнастерки — билет члена коммунистической партии Советского Союза № 1937150, выданный Василию Сидоровичу Георгиеву в 1937 году. Штурманская линейка и планшет с картой, часы. Время 16 часов 17 минут. Коробок спичек. Личные вещи: портсигар, перчатки, письма. Останки героя бережно перевезли и похоронили в районном селе Верхняя Хава Воронежской области.

Благодарные Верхнехавцы воздвигли памятник павшим героям 567-го штурмового авиационного полка. Первой на постаменте высечена фамилия Георгиева Василия Сидоровича.

В день Победы, 9 мая 1967 года состоялось открытие памятника. Из окрестных сёл в Верхнюю Хаву пришли сотни колхозников. Со всех концов страны приехали однополчане Василия Сидоровича из Москвы — Копылов, из Ленинграда — Фомичёв, из Одессы — Исензон, из Гомеля — Миньков и Аронов, из Ашхабада — Калинин.

В те дни под рубрикой «партбилет отца» центральный орган Советской Армии газета «Красная Звезда» поместила очерк о герое-лётчике Георгиеве и его сыновьях.

Красные следопыты Верхнехавской школы создали музей боевой славы 567 ШАП (под руководством учителей-фронтовиков — Стрижакова Фёдора Ивановича и Владимира Григорьевича Евтушенко).

Имеется уголок боевой славы полка в г. Острогожске Воронежской области, в Центральном музее Советской Армии и Военно-Морского флота.

Корреспондент Центрально-Чернозёмного книжного издательства фронтовик Николай Сергеевич Гамов написал повесть о документах, письмах и фотографиях о нашем 567 штурмовом Берлинском авиационном полке под рубрикой «Крылья Подвига», где кратко описаны будни полка на Северо-Западном и Воронежском фронтах.

Таким образом, первая послевоенная встреча однополчан состоялась на Воронежской земле в день Победы 9 мая 1967 года при открытии памятника погибшим летчикам 567 ШАП.

Вторая встреча однополчан 567 ШАП состоялась в день Победы 1970 года. Орган Верхнехавского Р К КПСС и районного Совета депутатов трудящихся Воронежской области «Заря Коммунизма» писала: «Утро 9 мая выдалось на редкость тёплым и солнечным. Лёгкий ветерок еле заметно шевелил зелёную листву на высоких тополях и совсем угасал в цветущих кустах сирени и жёлтой акации. Сюда, к центральному парку райцентра, словно ручейки стекались людские колонны. Будто майский сад, белели шеренги школьников. В праздничном убранстве шли рабочие и служащие, врачи и колхозники, ветераны 567 ШАП.

Митинг открыл председатель райисполкома тов. Жильцов А. И., выступили военком Арехов В. Т., первый секретарь райкома Кузнецов И. Я., от ветеранов 567 ШАП выступили бывший комиссар 1 АЭ 567 ШАП Аронов М. И. и бывший механик по вооружению 567 ШАП — председатель колхоза им. Шевченко Волновахского района Донецкой области Шиян И. Н.

Иван Никитович Шиян произнёс свою речь на родном украинском языке, и от имени братского украинского народа преподнёс верхнехавцам каравай хлеба и сало.

Митинг окончен. Но долго ещё не расходились люди из парка. Ветераны авиационного полка склонили обнажённые головы перед светлой памятью своих товарищей. Здесь же фотографировались с красными следопытами из Верхнехавской средней школы № 1, с руководителем района".

Третья встреча однополчан состоялась на 30-летие Победы 9 мая 1975 года. К этому времени не стало в наших рядах бывшего командира 1 АЭ Исензона Х. Е., бывшего лётчика 1 АЭ Копылова В. С., бывшего механика — Шияна И. Д. Прибывшие на встречу однополчане Аронов Ш. И., Миньков М. И., Фомичёв М. В., Калинин А. А. и сыновья погибшего лётчика Юрий и Олег Георгиевы приняли участие в открытии памятника воинской Славы Верхнехавцам, погибшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

Четвёртая встреча однополчан состоялась в Миргороде на день авиации и была посвящена 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. На этой встрече присутствовали лётчики-берлинцы Белостоцкий, Коваленко, техники Миньков и Натейкин, авиационные механики Бузин и Барашков, механики по радио Князева (Калугина) Е.Г. и Шаблинский Б. П., бывший командир полка Свирс Б. К. и другие. Всего присутствовало 16 человек.

В период встречи был образован Совет ветеранов полка во главе с бывшим командиром полка тов. Свирсом Б. К. В него вошли Шаблинский Б. П. и Князева (Калугина) Е.Г.

Пятая встреча однополчан состоялась в 1987 году в г. Курске, где проживает бывший командир полка Б. К. Свирс. На встречу съехались 32 фронтовика из Москвы, Минска, Гомеля, Ростова, Харькова и Уфы. Однополчане отметили 80-летие бывшего командира полка Свирса Б. К., побывали в музее Курской битвы и на командном пункте Центрального фронта, встретились с воинами гарнизона. На учебном аэродроме ДОСААФ вместе с коллективом Курского авиаспортклуба отпраздновали День воздушного флота СССР.

Шестая встреча однополчан состоялась в 1989 г. в г. Брянске на День воздушного флота СССР. Ветераны полка встретились с воинами Брянского гарнизона, съездили на Партизанскую поляну. Прямо в лесу отметили сорокапятилетние свадьбы Павла Борисовича и Анны Прокофьевны Файбисович, которые поженились в полку в конце войны. «Встретимся на золотой!» — такой уговор. Побывали в гостях у однополчанина Задорина Б. И., по инициативе которого состоялась эта встреча.

Следующая встреча в Москве".

Бывший техник звена управления 567 ШАП

М. И. Миньков

Реклама