Как зарабатывали свои ордена и звезды летчики-штурмовики?

Реклама
Грандмастер

Всего 154 летчика-штурмовика получили за Великую Отечественную войну звание Героя Советского Союза дважды. Кто-то из них был знаменит, кто-то просто летал и дрался.

Экипажи штурмовиков Ил-2 слушают наставления командира на полевом аэродроме

Каждый из них совершил больше 100 боевых вылетов (обычно 200−300), все они штурмовали позиции и укрепления врага под ураганным зенитным огнем и остались живы. А ведь в среднем

Реклама
летчик-штурмовик во время Великой Отечественной успевал сделать всего 5−6 вылетов, пока его не сбивали.

Как же так получилось, как смогли остаться жить герои войны, знаменитые летчики-штурмовики? Везение? Кажется, первым это Суворов сказал: «Раз везение, два везение. Помилуй Бог! А как же умение!»

Знаменитые летчики, герои этой статьи, летали наравне с остальными. Так что, можно сказать, что в чем-то им повезло. Но везение — далеко не все, ибо на войне везет тем, кто воюет с умом.

Бронированные самолеты появились еще в конце Первой мировой. Сначала это был немецкий Юнкерс J-4 (май 1917 года). Самолет был построен в количестве 198 штук, активно принимал участие в боевых действиях и считался почти неубиваемым, его броня защищала его и от зенитного огня, и от пулеметов истребителей противника. В 1918 году появились английские Сопвич «Саламандер», выпущенные в количестве 518 штук.

Реклама

Аналогов самолета с броневым корпусом до проекта Ильюшина не существовало. Бронированные (гомогенная броня толщиной от 4 до 7 мм) штурмовики Ил-2 появились перед самой войной, тактика их использования не существовала, умение воевать на Ил-2 отрабатывалось в ходе войны. И платили за это гибелью экипажей, кровью и жизнями пилотов и стрелков.

Реклама

Боевая практика показала, что пули стрелкового оружия бронекорпус не пробивали, а вот снаряды мелкокалиберных зениток — пробивали, броня защищала только от осколков зенитных снарядов. Правда, от пуль MG151 крупнокалиберного пулемета, стоявшего на вооружении Ме-109, броня Ил-2 защищала даже на расстоянии 100 метров, если угол встречи снаряда с броней составлял 30 градусов или более. При прямом угле встречи снаряда с бронезащитой Ил-2 они пробивали ее даже на расстоянии 400 метров.

В общем, от прямого попадания снарядов немецких зениток броня Ил-2 не защищала. Так что статистика говорит, что в среднем один самолет Ил-2 делал 5,3 самолето-вылета — от того момента, как он попадал на фронт, и до того, как его сбивали.

Реклама

Знаменитыми во время Великой Отечественной из летчиков-штурмовиков были Нельсон Степанян, Алексей Мазуренко, Николай Челноков.

Реклама

Николай Челноков за время войны штурмовал колонны и военные объекты в тылу противника, командовал в войну эскадрильей, полком, а в самом конце — авиадивизией. Получил два раза звание Героя Советского Союза: в первый раз 14 июня 1942 года, во второй раз 19 августа 1944 года. А в мае 1943 года в его полку случилось ЧП, за которое он, как командир полка, был отстранен от командования, предан суду военного трибунала, по решению которого был приговорен к 5 годам лагерей — с отсрочкой до конца войны, понижен в звании и переведен в другую часть.

До конца войны он совершил почти 300 боевых вылетов, потопил 4 боевых корабля противника. Уже на начальном этапе войны, до декабря 1941 года, он уничтожил 51 танк, 18 бронемашин, 4 дальнобойных орудия врага.

Реклама

Алексей Мазуренко участвовал в Великой Отечественной с первых дней, но вначале был летчиком-истребителем, в штурмовую

Реклама
военную авиацию он был переведен только в 1943 году. Воевал в штурмовой авиации КБВ, сделал 300 боевых вылетов, причем лично потопил 8 транспортов противника и 22 корабля — в составе группы.

Как они остались живы? Наверное, благодаря тому, что не кидались в бой очертя голову, а каждое задание обдумывали и планировали — как безопаснее подойти, откуда лучше ударить так, чтобы немцы не успели опомниться, куда отойти, чтобы не догнали посланные в погоню немецкие истребители. А кроме этого необходима была толика везения. Очевидно, именно этого везения не хватило еще одному нашему герою.

Реклама

Нельсон Степанян воевал в штурмовой авиации с самого начала войны, вначале в составе 46-й штурмовой авиаэскадрильи. В 1941-м он воевал на юге, потом был ранен осколком зенитного снаряда и после излечения переведен на Балтику, в 57-й штурмовой авиаполк КБФ. Командуя полком, воевал на Балтике и в Крыму. Только на Черном море он лично потопил 4 транспорта, его полк громил немецкие конвои.

Когда их полк перебрасывали снова на Балтику, в тылу он отрабатывал в полетах свой новый штурмовик. Увы, самолет оказался бракованным, у него в полете отломилось крыло. На высоте около 100 метров Нельсон Георгиевич успел выпрыгнуть из кабины валящейся вниз машины и выдернуть кольцо — удар о землю последовал буквально через пару секунд после хлопка раскрывшегося парашюта. Кончался 1944 год и казалось, что война уже заканчивается. Увы, пилоты-штурмовики гибли до самого конца войны.

Реклама

14 декабря 1944 года Нельсон Георгиевич вел свой полк на бомбежку Либавы, крупной немецкой военно-морской базы. К тому времени она давно уже была в окружении, но наша авиация вела там до самого конца войны ожесточенные бои, не давая немцам возможности вывезти морем живую силу и технику. В бою его самолет был сбит и упал в воду в нескольких километрах от берега. В каждом из совершенных им 258 боевых вылетах он смотрел в глаза смерти, но в 259 вылете — погиб.

Каждый летчик-штурмовик мог бы много рассказать о везучести. Например — Муса Гареев.

Реклама

Муса Гареев начал войну в сентябре 1942 года сержантом на Ил-2. Уже в первом его боевом вылете, когда ему было сказано держаться за хвостом ведущего и делать все, как он — стрелять, когда тот стреляет, бомбить, когда тот бомбит, а не то — потеряшься и погибнешь…

Ведущий Мусы Гареева был сбит еще до удара по цели. Но Муса не растерялся — и отбомбился, и отстрелялся по немцам (с земли потом подтвердили, что бомбежка и штурмовка прошли успешно), а потом сумел сохранить ориентировку и вернуться на аэродром, где увидев, что из пары вернулся только один, помянули уже бедного сержанта, который погиб в первом же вылете.

А потом он воевал и сначала учился, а потом — учил других. Оба звания Героя он получил в 1945 году, в конце февраля и в апреле. Более того, в его мемуарах было написано, что обе Звезды он получил в самом конце войны одновременно.

Реклама

Роскомнадзор: сайт нарушает закон РФ


Каждый летчик-штурмовик, воевавший в ту войну, имел воспоминаний на несколько приключенческих романов. И им повезло, несказанно повезло — они шли в огонь, штурмовали цели под беспощадным огнем немецких зениток, но остались живы. Ведь за время войны было выпущено больше 36 тысяч самолетов Ил-2, а боевые потери составили 11448 машин. При этом не боевые потери Ил-2 за войну составили 11055 самолётов.

Реклама