Что предшествовало появлению Памятника затопленным кораблям в Севастополе?

Реклама

История Российского флота знает немало примеров, когда командирам приходилось затапливать свои корабли, чтобы они не попали к врагам. К примеру, легендарный крейсер «Варяг» также был затоплен. Чаще всего к таким поступкам офицеров толкало бедственное положение экипажа или серьезные повреждения.

Был случай, когда пришлось топить исправные, хотя и устаревшие, парусные корабли. Шла Крымская война. Вражеский флот, превосходящий русский, уже стоял у подступов к Севастополю. Именно тогда главнокомандующий морскими и сухопутными войсками Меньшиков принял непростое решение: затопить парусные суда у входа в бухту, тем самым перегородив фарватер. На совещании он озвучил приказ.

Судя по воспоминаниям очевидцев, это вызвало жаркие споры. Некоторые офицеры предлагали вывести корабли и вступить в бой. Такое предложение было равносильно самоубийству. Тем более что после разгрома русской эскадры враги уже беспрепятственно зашли бы в Севастополь.

Историк В. А. Врубель в своей книге «Адмиралы Бутаковы — флотская слава России» пишет, что были и те, кто поддержал идею затопления, высказав предложение усилить гарнизон командами и орудиями, снятыми с парусников. Их посчитали струсившими. По словам автора, вице-адмирал Корнилов после совещания сделал попытку игнорировать приказ. Он вызвал Бутакова, которому поручил оповестить командиров о скрытой отправке кораблей в разные порты. Так он хотел предпринять попытку спасти корабли от затопления. Только этот порыв был минутной слабостью. Через некоторое время Корнилов отменил свой дерзкий план.

Реклама

11 сентября первые парусники были затоплены. Впоследствии капитан Мендос вспоминал, что затопление русских кораблей произвело на английскую команду ошеломляющее впечатление.

Историк В. А. Врубель пишет:

Интересно, что бы он сказал. Узнав, что русские моряки второпях отправили на дно морское сотни отличных орудий, тысячи пудов пороха и даже провизию для матросов и офицеров.

Реклама

В ноябре-декабре 1854 года и в феврале 1855 года были отправлены на дно еще две партии кораблей.

Через 50 лет после первой обороны в Севастополе, в 1905 году, был установлен знаменитый

Реклама
Памятник затопленным кораблям. На искусственной скале возвышается восьмигранный постамент, а на нем монументальная колонна. С её высоты над морской гладью парит двуглавый орел, в клювах венок: с одной стороны из дубовой листвы — символ боевой славы, с другой лавровый — символ триумфа. К венку на цепи из 15 звеньев прикреплен якорь. Венчает орла имперская корона на Андреевской ленте.

Реклама

Существует мнение, что 15 звеньев цепи символизируют 15 кораблей, которые, как тяжелый якорь, который также есть в композиции, пошли на дно. А двуглавый орел символизирует Россию, которая принесла такую жертву ради спасения Севастополя.

За все время существования монумент сменил около 20 названий. А после Октябрьской революции чуть было не лишился короны, которую предполагалось заменить на красную звезду.

В таком виде памятник пережил две революции, лишившись только креста, который благополучно вернули в 2000 году.

В 1969 году памятник был добавлен на герб города. А в 2017 году изображение Памятника затопленным кораблям по итогам конкурса попало на купюру номиналом в 200 рублей.

За долгие годы этот памятник стал настоящей визитной карточкой Севастополя.

Реклама