В 1670 году кузина французского короля Людовика XIV Генриетта вернулась в Париж из Дувра, где вела переговоры со своим братом, английским монархом, о союзе двух стран. Успех, которого достигла эта незаурядная женщина, омрачался ее плохим самочувствием. Уже несколько лет она страдала от проблем с пищеварением. Вскоре после вояжа во дворце Сен-Клу Генриетта почувствовала острую боль в боку и скончалась на следующий день.
Перед смертью несчастная твердила, что ее умышленно отравили. Учитывая роль Генриетты в политической жизни Европы, это было похоже на правду. Врачи, исследовавшие тело покойной, заключили, что причиной смерти принцессы стал гастроэнтерит, чему мало кто поверил. Страх перед ядами превратился в манию. Спустя 6 лет один судебный процесс докажет, что иногда он мог быть обоснованным.
Несчастный случай в Париже
В одном из роскошных парижских домов, сдаваемых внаем, в 1672 году было обнаружено тело постояльца некого Жана-Батиста де Годен де Сент-Круа. Этот прожигатель жизни изрядно задолжал собственнику покоев, в которых умудрился умереть, и не ему одному.
Как только труп увезли, кредиторы бросились разбирать имущество покойного. Наибольшее любопытство у них вызвала изящная шкатулка, заглянув в которую, почтенные граждане побежали к жандармам.
Вместо денег и драгоценностей ящичек скрывал письма пугающего содержания. Месье де Сент-Круа обсуждал рецепты ядов с известной своим благочестием маркизой де Бренвилье!
Согласно выводам медиков, автор и герой эпистолярного романа, нарушив технику безопасности, был убит отравой собственного производства. Переписку с уважаемой дамой он намеревался использовать для шантажа, а пока жертва не выкупила свои письма, пытался заработать, выполняя заказ для кого-то из своих непутевых приятелей, желавших поскорее получить наследство.
Злодейку де Бренвилье схватить не удалось — узнав о гибели своего подельника, она бежала. Поблуждав по Европе, убийца нашла приют в монастыре в Льеже.
Воспитание отравителей
Начиналась леденящая кровь история, как красивая сказка. Мари-Мадлен родилась в 1630 году. Ее отец Антуан Дре д‘Обре был богат и знатен. Мать состояла в родстве с видными политическими и религиозными деятелями той эпохи. Перед смертью она просила супруга воспитать их пятерых детей людьми богобоязненными.
В доме вдовца за ширмой строгой религиозности творилось недоброе: слуги развратили его старшую дочь, и та начала охоту за любовными приключениями. В качестве кавалеров десятилетней девочке приглянулись младшие братья. Отца неразборчивость дочери в связях только радовала — не будет проблем с выбором супруга.
Сватовство маркиза Антуана де Бренвилье совпало с ссорой девушки со своими братьями-любовниками. Она с радостью покинула отчий дом, но не оставила привычек юности.
Новым увлечением порочной красавицы стал приятель супруга — кавалерийский офицер Жан-Батист де Годен де Сент-Круа. Об их связи узнали в свете Франции. Отец опозоренной маркизы в 1663 году смог пристроить негодяя в одну из камер Бастилии. Старик удачно выбрал место для прелюбодея — сокамерником незадачливого вояки оказался итальянский алхимик Экзили, обвиняемый в изготовлении и продаже ядов.
Череда убийств
Выйдя на свободу, де Сент-Круа поспешил к своей возлюбленной, чтобы поделиться с ней рецептами опасных снадобий. Мадлен-Мари была не так глупа, чтобы немедленно воспользоваться советами человека, угодившего за свои преступления за решетку. Она решила усовершенствовать невидимое оружие.
За новыми ингредиентами яда будущая убийца пожаловала к личному аптекарю короля Людовика XIV Кристофу Глазеру. Ботаник и фармацевт с радостью продал ей все необходимое, ведь знал и уважал эту даму — добрую христианку и мать семерых детей. Аристократка часто навещала больных в богоугодных заведениях, приносила им угощения, которые сама готовила. Вскоре ее подопечные начали умирать, скоропостижно скончалась и камеристка маркизы.
В 1666 году состав идеальной отравы был готов. В своих письмах к любовнику маркиза хвасталась тем, что всех ее жертв признали умершими по естественной причине. Пришло время мести. Мадлен-Мари приехала в гости к своему отцу. Старик сразу же тяжело заболел, но вместо того, чтобы обратиться к врачам, понадеялся на молитвы дочери и умер. Все имущество Дре д‘Обре унаследовали его сыновья. Маркиза расправилась и с ними.
Суд над маркизой де Бренвилье
Супруг отравительницы подозревал, что родня его жены вымерла неспроста. Он знал, что четверо ее детей не от него и никаких теплых чувств Мадлен-Мари к нему не испытывает. Обвинить ее в убийствах знаменитый пропойца не решился, боясь прослыть клеветником. Маркиз бежал из дома.
Пользоваться огромным состоянием, оказавшимся в ее руках, убийце было не суждено. Есть версия, что монахини отказались выдавать преступницу правосудию, не веря в ее виновность. Тогда один из следователей навестил обитель, притворившись духовным лицом. Он назначил похотливой дамочке свидание за стенами монастыря, где ее и схватили. Осознав, что за приключение ее ждет, маркиза пыталась покончить с собой, но этого ей не дали сделать.
Маркиза долго отрицала свою вину. Только пытка заставила эту святошу повторить все то, что уже было известно из писем. Священник, который исповедовал Мадлен-Мари в темнице, попал под обаяние этой женщины, он утверждал, что сам готов был взойти на эшафот вместо этой добродетельной особы.
В июле 1676 года маркизу де Бренвилье обезглавили и сожгли на Гревской площади в Париже.
Жестокая казнь не сделала мир лучше. Люди не стали доверять докторам больше, чем слухам. Преступников меньше не стало. Яды продолжали помогать совершать убийства, сохраняя притворное смирение на лицах отравителей.