Как появились кирзовые сапоги?

Реклама
Грандмастер

Солдат в армии должен быть одет, обут, накормлен и обучен. А как одеть и обуть массу призванных в армию по мобилизации в случае войны? Ведь миллионы пар сапог и комплектов обмундирования разом надо выложить! Ну, обмундирование — ладно. А где столько сапог взять, где достаточно кожи найти на их изготовление?

В СССР нашли выход — изобрели кирзу, отличный кожзаменитель, из которого начали тачать сапоги. Почему кирзу так назвали? Есть несколько версий.

  • По одной из них кирзу делали на КИРовском ЗАводе искусственных кож (в городе Кирове, расположенном на реке Вятка) — вот по аббревиатуре «кирза» и получилась.
  • А еще говорят, будто в Англии в начале XX века был изобретен кожзаменитель — грубое техническое полотно, которое называли «kersey». Сейчас это слово так кирзу и означает.

Проблема массового изготовления солдатских сапог возникла в конце XIX века. Армии нового времени требовали миллионы пар обуви, что было очень недешево: в 1914 году в России пара солдатских сапог стоила 1 руб. 15 коп., а офицерские сапоги стоили аж 11 рублей. И надо было где-то найти сотни тонн сырья, яловой кожи — бычья или от взрослых коров уже не годилась, была слишком толстой. Только на ваксу для сапог в 1913 году армия потратила 500.000 рублей.

Реклама

Короче, армии был необходим дешевый и хороший кожзаменитель.

В 1904 году инженер-генерал-майор М. М. Поморцев предложил кожзаменитель, пропускающий воздух, но не пропускающий воду — многослойную хлопчатобумажную ткань, пропитанную эмульсией из смеси парафина, канифоли и яичного желтка. Увы, сначала кирза не нашла применения, видимо, слишком дешева была, а поставщики обмундирования и обуви для армии больше заботились о своем кармане.

Реклама

В СССР кожзаменитель для производства сапог разрабатывал целый ряд ученых. Удачно получилось у ученого-химика Ивана Васильевича Плотникова, который попробовал плотную хлопчатобумажную ткань пропитывать бутадиен-натриевым каучуком. В 1935 году из пробной партии Кирзы-СК были пошиты солдатские сапоги, которые передали для испытаний в войска. После 8 месяцев испытаний новый кожзаменитель был одобрен наркомом Ворошиловым. В феврале 1941 года кирзовые сапоги были утверждены в качестве обуви рядового и младшего командного состава РККА.

Развернутое в Кирове производство кирзы дало возможность бойцам РККА иметь удобную и практичную всепогодную обувь. В апреле 1942 г. Сталинской премии 2-й степени были удостоены 10 специалистов — те, кто придумал новый кожзаменитель, и те, кто внедрил его в промышленное производство.

Реклама

В войну и после нее производство кирзы только увеличивалось. К настоящему времени произведено свыше 150 миллионов пар кирзовых сапог. Сразу после войны мода на кирзовые сапоги появилась на селе. Ведь кирзачи — отличная обувь для носки в условиях деревни, им не страшны грязные дороги или размокшая пашня.

Правда, у кирзы есть свои недостатки. Она может промокнуть, если очень долго ходить в ней по глубокой грязи без просушки. При этом сапоги набухают и становятся тесными. От воды кирзу защищали, смазывая сапоги солидолом.

Россия и сейчас — крупнейший мировой производитель кирзы. Кирзовые сапоги до сих пор выпускаются и во многом, в том числе в себестоимости, превосходят другую армейскую обувь, даже берцы.

Реклама

Совсем недавно в попытке догнать Запад в армии было какое-то продвижение по замене сапог на берцы, а портянок на носки. В прессе вначале писали об этом движении как о прогрессивном, как о попытке отказаться от нашего тоталитарного прошлого и присоединиться к просвещенному Западу. Потом про этот эксперимент с военной формой писать перестали.

В самом деле — эксплуатация кирзачей давно в армии отработана, как и процесс наматывания портянок. А вот что будет с носками после длительного марш-броска с полной выкладкой, лучше даже и не думать. Хотя бегать в берцах — определенно легче, чем в кирзачах.

В общем, мне кажется, хоронить кирзу и кирзачи еще несколько рановато…

Реклама