Летом 1559 года французский король, Генрих II, выдавал свою дочь Елизавету за правителя Испании, а сестру Маргариту — за герцога Савойского. Счастливый глава семейства хотел продемонстрировать свою удаль на рыцарском ристалище. В поединке с рыцарем из Нормандии он получил смертельную рану — щепа от копья противника пронзила голову монарха.
К умирающему королю вызвали лучшего врача Франции Амбруаза Паре. Когда Генрих пожелал увидеть свою любовницу Диану Пуатье, придворные лишь покачали головами — фаворитка по приказу будущей вдовой королевы уже получила приказ собирать вещи и убираться из Парижа. Екатерина Медичи вступала в свои права, не дожидаясь последнего вздоха Генриха.
Короткая жизнь Франциска II
Долго держаться за штурвал власти Екатерине не пришлось — ее старшему сыну
Супруга юного короля Мария Стюарт, наследница Шотландской короны, воспитывалась вместе со своим будущим мужем. В ее свите состояли ее хитрые дядюшки, которые обучали девочку премудростям политики. Мария смогла влюбить в себя Франциска и убедить его слушаться советов не матери, а ее соратников. Будущая свекровь интриганке отомстила, распустив о ней молву и вынудив одеться на свадьбу в белое платье, чтобы все понимали, кто тут девственница.
Король Франциск предпочел политике невинные развлечения. Среди любимых забав была охота. В ноябре 1560 года с очередной вылазки на природу он вернулся больным. Все старания врачей были напрасны — в декабре Франциск скончался, а его вдова со всеми своими друзьями была выслана из Франции.
Наследником престола был объявлен младший брат Франциска Карл. Мальчику исполнилось только 10 лет, потому от его имени правила его мать Екатерина.
Версия об отравлении Франциска II
Родня Марии Стюарт, дорвавшись до власти, не церемонилась со своими противниками. К ним применялась высшая мера, что пугало королеву-мать. Отрубить ей голову никто бы не решился, но лишить Медичи немногочисленных сторонников ее противникам было под силу.
Рождение Франциска в свое время сняло с Екатерины подозрения в бесплодии и устранило угрозу развода. Мальчика назвали в честь деда, который собирался заниматься воспитанием своего наследника. Делал он это недолго, но несчастная мать успела смириться с мыслью, что сын ей не принадлежит. Ее любимцем стал послушный Карл.
Постоянные конфликты со свитой невестки и отказ сына защищать ее интересы настроили даму из рода Медичи против первенца. Она все больше убеждалась, что препятствие для восшествия на трон ее обожаемого Карла нужно устранить.
Флорентийка знала секреты ядов и была вхожа в покои Франциска II. Уставший после охоты король спал, когда мать влила ему яд в ухо. Медики так и не догадались, что именно убивает юношу, потому не смогли его спасти…
Такая жутковатая версия событий была популярна в прежние века. Современные историки, благодаря подсказкам медиков, ее даже не рассматривают. Найти яд, который бы проникал через кожные покровы, потом разогреть его до температуры тела, чтобы жертва не проснулась в момент отравления, — задачи невыполнимые.
Реальная причина смерти Франциска II
Сочинители сказки о матери-отравительнице не знакомы с дневниками придворных врачей эпохи Генриха II. Там легко найти записи о том, что старший сын короля ежегодно болел простудными заболеваниями, переносил их тяжело с осложнениями в виде отитов и тонзиллитов.
Вероятно, на охоте король получил травму, последствием которой стала перилимфатическая фистула. Жидкость из внутреннего уха начала поступать в среднее. Франциска мучили головокружение и неприятные ощущения в ухе, но нужно же было еще и от простуды его избавить — очистить верхние дыхательные пути от избытка слизи. Для этого королю рекомендовали чаще и с силой кашлять и сморкаться, что ухудшало состояние пациента.
Всякое непотребство в ухо государя вливали лекари, правда, не с целью убить его, а наоборот — спасти. Если ухо застужено, то его следует согреть. От горячего масла в слуховой проход еще никто не отказывался. Помимо радикального согревающего средства туда же отправлялись всевозможные отвары целебных трав.
Лечение спровоцировало воспалительный процесс с истечением гноя из ушного свища. Последний мог быть и врожденным пороком — результатом лечения его матери от бесплодия сомнительными средствами, в состав которых входили ртуть и свинец.
Жидкость, вытекавшая из нездорового уха, была признана опасной. Устранить ее взялись при помощи трубочки, сделанной из пера павлина. Этот не подлежащий стерилизации инструмент заталкивали в ухо поглубже и отсасывали скопившуюся там перилимфу. Так была занесена инфекция, которая и убила короля.
Могла ли Екатерина Медичи отговорить своего болезненного ребенка от поездки на охоту поздней осенью? Нет, он не послушался бы ее.
Если бы королева на самом деле так ненавидела свое чадо, что пожелала бы ему смерти, она не допустила бы к простуженному Франциску докторов, требуя обратиться за исцелением не к науке, а к церкви. Это коварство могло бы спасти жизнь монарха. При полном отсутствии лечения в 60% случаев перилимфатические фистулы закрываются сами, оставляя на память только снижение слуха. Однако Екатерина Медичи искренне хотела, чтобы ее сына спасли…
Вот и доверяй после этого медицине, подумает читатель… Медицине доверяй, ведь она переросла эти заблуждения, сделала выводы из роковых ошибок и отказалась от губительных практик. А вот обладателям «тайных знаний», которые на протяжении веков делали наших предков самыми здоровыми людьми в мире, но потом беспричинно были отвержены официальной медициной, не доверяй, иначе рискуешь ухом раскаленного масла хлебнуть.