В далеком 1928 году кандидат в президенты США Герберт Гувер шел на выборы с обещанием «Цыпленок в каждой кастрюле и автомобиль в каждом гараже» и на волне людского обожания стал 31-м Президентом США. Увы, 24 октября 1929 года рухнула биржа США, цена акций большинства американских предприятий упала почти до нуля, кризис неплатежей сделал банкротами множество предприятий и банков по всей территории страны. В истории США наступил период Великой Депрессии.
На фоне массового голода, безработицы и потери крыши над головой миллионами американцев в 1931 году вышел роман «Эпопея Америки» (Epic of America) Джеймса Т. Адамса, в котором впервые появился термин «американская мечта»: мол, это мечта о том, чтобы каждому американцу досталось по кусочку лучшей и более богатой жизни. В романе давалось определение мечты:
Американская мечта… мечта о том, чтобы иметь возможность самого полного раскрытия, как мужчина или женщина, не будучи ограниченными барьерами, которые медленно воздвигались в старых цивилизациях, при социальном порядке, который разрабатывался в пользу классов, а не простого человека любого класса.
Свобода бизнеса, частная инициатива, старательная работа и удача — вот оно и богатство. Термин понравился, и его стали активно использовать в пропаганде.
Мечта о сытой и свободной жизни вела из Европы в США волны эмиграции с самого открытия Нового Света. Особенно усилился этот поток в XIX и XX веках, потому что переправа через Атлантику перестала быть смертельно опасным путешествием. Люди ехали за мечтой и не знали, что она называется «American Dream». Потому что тогда еще не было этого понятия, а они, в массе своей, не говорили по-английски.
В 1928 году формула счастья была предельно проста — авто в гараже и курица в кастрюле. Прошло время… После Второй мировой войны рекламой американской мечты занялись телесериалы (ситкомы).
В 1950-е годы счастьем считался скромный домик в пригороде, с гаражом, в котором стоял автомобиль, со скромной кухней, набитым холодильником. В общем — скромная сытость, и еще чуть-чуть, свобода от нужды.
В начале 1970-х «Семья Брейди» (The Brady Bunch) была уже намного богаче — и машин у дома стояло две, и кухня была намного больше и шикарнее. Отпуск герои проводили на Гавайях или в путешествии, дом у них был уже двухэтажный.
Сериалы и фильмы после 1980-х показывали уже в качестве успешной жизни, реализации настоящей Американской Мечты — «настоящее богатство». Когда дом построен на большом участке земли, в нем пара этажей, уйма комнат и филиппинская или мексиканская прислуга.
Сами успешные домохозяйки унитазы и ванны уже не моют, да и готовкой в успешном доме тоже есть кому заниматься, кухарка из Пуэрто-Рико справится с этим лучше хозяйки дома, на долю которой выпадает шопинг и участие в различных вечеринках.
В общем, со временем понимание успеха в жизни росло по мере обогащения Америки. А Великая Американская Мечта, она же American Dream, по-прежнему формулируется как успех в жизни, добытый работой и умом, успех, не зависимый от гендерного или расового происхождения.
Вот только понятие успеха, которое вначале было ограничено наличием своего автомобиля и мяса в кастрюле, со временем превратилось в набитый новомодной электроникой шикарный дом, прислугу и еще много разных вещей, несомненно необходимых по-настоящему успешному человеку.
С учетом происходящих сегодня в США изменений ужасно интересно, какой будет American Dream лет через пять…