Перунов день отмечался не один раз в году. Известен зимний праздник — день Перуновой справедливости и Огненного меча. Но самый главный святодень Перуна приходится на конец июля, начало августа (в зависимости от местности). Вышний день, Перунова Стреча, был посвящен всем воинам-защитникам, как павшим в битве, так и живущим. Славились и знатные труженики, ремесленники, мастера, благодаря которым выжил РОД.
Язычники-славяне считали, что главное, что они могут и должны перенять от предков — это крепь (физическая и духовная сила), воля (способность преодолеть трудности без жалоб и уныния), правда (умение отличать истинные ценности от мнимых), долг
Если в праздничный день случался дождь, а лучше ливень, а еще лучше — хорошая летняя гроза с молниями и громом, то это было отличным знамением. Люди старались попасть под этот дождь, умыться его первыми каплями и струями — ведь праздничный ливень был целебным, заряжающим силой и здоровьем, дарящим удачу на весь предстоящий год.
Не обходился Перунов день без молодецких забав и состязаний. Очень важно было продемонстрировать богу-воину и громовержцу силу и отвагу, ловкость и смекалку. Лентяям и слабакам Перун помогать не станет.
В самом конце июля отмечался языческий праздник Чура — бога-охранителя славянских земель, их границ и обычаев. Чур присматривал как за землями в целом, так и за каждым очагом, так что он был очень значим и почитаем. В этот день принято было вспоминать своих предков — пращуров, подносить им угощения и просить о защите как урожаев и снопов, так и всей земли РОДной, ее традиций и правды.
Треба Чуру подносилась молоком, а работать в этот день где-либо, кроме своего двора, было абсолютно недопустимо. Отсутствие хозяев в своем доме в этот праздник оскорбляло домовитого Чура. А осерчав на нерадивых РОДичей, он мог и мор наслать на скот, и погубить все накопленные запасы продовольствия, обрекая семью если не на смерть, то на голодное существование вплоть до следующего урожая.
В августе поспевал в поле хлеб, что означало, что пришла пора Праздника Хлебного Урожая, или Спожинок. Убирали поле, конечно же, не за один день, но для праздничного обряда оставляли не скошенный участок, который жали в этот день, одевшись в лучшие одежды. И обязательно оставляли духам-полевикам последний сноп, чтобы им было где перезимовать.
Специальным обрядом духи приглашались в этот жертвенный сноп, дабы смогли они позаботиться о будущем урожае, проведя зиму в тепле и довольстве.
Пир горой тоже предусматривался. И какой! После проведения всех необходимых действий на поле народ перемещался к богато накрытым столам. А здесь чего только не было — огромные караваи из муки нового помола, булочки, пироги, свежесобранный мед, заранее приготовленное для торжества пиво.
За столом было принято хвалить не только богов, но и все блюда и напитки, на сем столе имеющиеся. А когда пир заканчивался, все без исключения его участники должны были вернуться к последнему снопу, поклониться ему и поблагодарить богов за щедрый урожай.
Но праздник на этом не заканчивался. Вечером надо было навестить всех близких и родственников, попить чайку с медом, посудачить о жизни, а может, и посплетничать немного, почему нет? А молодые парни и девушки, как положено, принималась за песни и пляски, разводили в поле костер и… пропадали до утра. Никаких строгих правил здесь уже не было — урожай собран, благодарность богам вознесена, можно подурачиться и повеселиться вволю.
Веселым и ожидаемым был летний праздник в честь Стрибога, отмечаемый в конце августа. Стрибог, бог не только ветра, но и всего воздушного пространства, ведал не только погодой. Все, что находилось в воздухе, даже стрелы, выпущенные из лука, находилось в его власти. Он был и благодетелем, посылающим долгожданный дождь, и разрушителем, пригоняющим губительный смерч.
Стрибог — брат Перуна, вместе они могут натворить много бед, так что дары ветреному богу приносились весьма щедрые и разнообразные. Здесь были лоскуты и ленты, зерно и крупа, мука и хлеб. Каждый старался максимально обезопасить себя и свою семью от переменчивого настроения могучего повелителя ветров и не скупился на угощения.
Ну и, конечно же, без обильного застолья славянский праздник, тем более такой значимый, обойтись никак не мог. Песни, пляски, хороводы до утра завершали чествование Стрибога, и все надеялись, что он остался доволен.
Славянский календарь — неисчерпаемый источник древних знаний и таинств, который дарит нам неоценимые знания о жизни и верованиях наших предков, их заботах и тревогах, их поражениях и победах. Его можно и нужно узнавать, исследовать, дабы подарить себе возможность задуматься и понять, через какую толщу истории прошли наши пращуры, чтобы в этот мир могли прийти мы.