Первое противотанковое оружие появилось еще в конце Первой мировой войны. Немцы придумали противотанковое ружье, или «Tank-abwehr-gewer». На фабриках Маузера было создано однозарядное ружье калибра 13 мм, названное «Mauser T-Gewehr», для которого был создан специальный патрон. Тогда, в самом конце Первой мировой, производство не успело развернуться, а сами винтовки не успели принести танкам серьезный урон.
К началу Второй мировой противотанковые ружья были созданы в целом ряде стран-участниц войны.
В Финляндии в 1939 году было принято 20 мм противотанковое ружье «Лахти». При начальной скорости снаряда около 900 м/сек на расстоянии 100 метров ружье пробивало броню в 30 мм, что позволяло ему на такой дистанции уверенно поражать все легкие танки РККА (Т-26 или БТ).
В Польше в 1935 году был создан секретный противотанковый карабин «Karabin przeciwpancerny wzór 35». Калибр у этого ружья 7.92, а патрон к нему был создан специальный, усиленный, 7.72*107. Увы, в войне с Германией в 1939 году они участия не принимали, ибо были очень секретными и хранились на складах в опечатанных ящиках. Так из этих ящиков они и попали в арсеналы Вермахта. Пуля из этого ружья пробивала броню толщиной до 13 мм.
РККА доблестно встретила армады врага на своей западной границе без противотанковых ружей благодаря своим генералам. Кто-то из предвоенных генералов и маршалов мирного времени стремился не допустить в РККА пистолеты-пулеметы (чтобы патроны лишние не тратить), кто-то запрещал все противотанковые пушки калибра больше 45 мм как избыточные, а кто-то уверенно говорил, что противотанковые ружья — это чушь, и на этом основании запрещал их разработку и производство.
Однако, когда в конце июня 1941 года ситуация начала проясняться, в частности, что пулемет Максим не может нанести урон никакому танку, равно как и «штык-молодец», а среди танков Вермахта, безнаказанно идущих по территории СССР больше 30% составляют танки с толщиной брони менее 30 мм, которых противотанковые ружья могли жечь и в лоб, и в борт, — среди конструкторов оружия был объявлен конкурс на противотанковое ружье.
Конкурс выиграли конструкторы Дегтярев и Симонов. Созданные ими ПТРД и ПТРС калибра 14.5 мм были способны пробить броню толщиной 40 мм на расстоянии в 100 метров. После того как новое оружие массово появилось на фронте, Вермахт был вынужден усилить броню своих танков и снять с
На смену противотанковым ружьям пришли гранатометы. На заключительном этапе войны они широко применялись всеми сторонами конфликта.
Термины «базука» и «фаустпатрон» знают все, кто хоть что-то читал о той войне или истории оружия.
Базука (Bazooka) появилась в армии США в 1942 году — в Северной Африке. Ручной гранатомет калибра 2.36 дюйма был опасен для танков противника только на очень небольшой дистанции. За время боев в Тунисе союзникам не удалось подбить ни одного танка немцев. В рамках ленд-лиза РККА в декабре 1942 года получила 3000 Базук. Результат их применения на фронте неизвестен.
Вскоре появилась «Супербазука», калибра 3.6 дюйма, с более мощной гранатой, обладающей большей бронепробиваемостью. Ее массово использовали войска западных союзников во время вторжения во францию летом 1944 года.
А у немцев был знаменитый «Фаустпатрон» 30 мм (так называемый «малый»). Первые «панцерфаусты» появились на советско-германском фронте в 1943 году. Тогда еще не массово — ими были вооружены только малочисленные специальные противотанковые подразделения. По результатам боевых испытаний были произведены изменения, и в 1944 году фаустпатроны стали производиться массово.
Малый фаустпатрон имел прицельную дальность около 30 метров, при этом он прожигал своей кумулятивной гранатой броню толщиной до 140 мм.
В конце 1944 года в Германии уже выпускали Панцерфаусты 100 и 150, бившие прицельно на 100−150 метров и прожигавшие броню до 200 мм. В ходе нашего наступления большие запасы панцерфаустов были захвачены РККА и активно использовались в боях нашими войсками.
А после войны пошла совсем другая история. Против кумулятивных зарядов начали использовать легкие дополнительные экраны, а потом — и динамическую защиту.
Война меча и щита — поистине бесконечна!