Судьба одного сборника

Реклама

Предисловие к сборнику ответственного редактора Меркушева А.И.

Судьба этого сборника сложна, а путь его к читателю был долгим и извилистым. Как и вся наша жизнь немедленно становится историей, так и события Великой Войны неминуемо и неумолимо уходят в прошлое. Удержать их в поле нашего зрения и в нашей памяти — и наш кровный, родной долг, и наша почётная забота.

I. Находка

В детстве я часто просил рассказать о Войне своего деда — Владимира Ивановича Синицына, в то время — майора ВВС в отставке, школьного учителя начальной военной подготовки, ветерана Великой Отечественной войны.

Если он и соглашался, то его рассказы были просты и незатейливы, хотя для меня это были настоящие сказания о богатырях. Но что можно рассказать о войне дошколёнку-мальчишке? Из серьёзного — немногое.

Реклама

Деда не стало в 1998 году, и тогда я с горечью понял: теперь мне не у кого спросить, как оно было на самом деле. Но, вспоминая его рассказы, я не мог поверить, что никто кроме него больше не знал о тех подвигах. Я не мог поверить, что не осталось никакого свидетельства.

Движимый этим, я поехал в Белгород, город моего детства, где после войны обосновались и поселились мои дед и бабушка — Владимир Иванович и Людмила Алексеевна Синицыны.

В подвале старого дома, где мы жили в 1980-х, среди ненужных и пыльных вещей я нашёл жёлтый газетный разворот — «Белгородская правда» от 30 января 1968 года.

В газете была опубликована заметка о творческом юбилее фотокорреспондента Марка Редькина и три фотографии его авторства. Одна из фотографий изображала шесть советских самолётов Ил-2, на переднем плане — Ил-2 с надписью «Мститель» и номером «25» на борту. Подпись к снимку — «Возмездие», Берлин, 1945 год.

Реклама

Открыв разворот, я нашёл письмо, написанное рукой деда. Я так и не узнал, был это черновик отправленного письма или неотправленный чистовик. Вот это письмо. Дед писал:

«Дорогая редакция! Вы сделали мне хороший подарок к 50-летию Советской Армии, опубликовав снимок М. Редькина „Возмездие“.

Дело в том, что над Берлином — самолёты 567-го штурмового авиационного Берлинского полка 198 штурмовой авиационной Варшавской дивизии, в составе которого я мастером авиавооружения служил с 1944 года и участвовал в штурме Берлина. История снимка такова.

Наш полк базировался в эти дни на аэродроме близ деревни Бухгольц, километрах в 7−10 от Бернау и километрах в двадцати от Берлина. После беспрерывных полётов на штурмовку гитлеровских укреплённых позиций в Берлине вдруг наступило затишье на аэродроме. Утром 2 мая к нам в полк прибыли корреспонденты. Как раз в это время поступил приказ подготовить к вылету шестёрку „илов“. Повёл ее на штурмовку командир полка майор Свирс Борис Карпович, наш земляк, курянин. В кабине стрелка у него разместился с аппаратами и М. Редькин, который сфотографировал самолёты перед заходом на цель. Самолёт на переднем плане, „двадцатьпятка“, это самолёт командира третьей авиаэскадрильи, которой командовал капитан Бондаренко Владимир. На борту слово „Мститель“, что соответствовало истине: мы мстили фашистам за все их злодеяния.

Реклама

Но летал, кажется, в этот раз на „двадцатьпятке“ старший лейтенант Метелев Борис со своим неразлучным другом стрелком Володей Башариным.

Снимок М. Редькина в те годы обошёл многие газеты и журналы. Хорошо помню, что он был опубликован в „Огоньке“.

За героизм и отвагу, проявленные лётчиками, техниками во время боев за взятие Берлина, нашему полку было присвоено наименование „Берлинский“.

Кончилась война. Мы всей дивизией были переброшены в Армению. В 1946 году дивизия и полки были расформированы. Командир полка майор Свирс уехал, как я слышал, в Курск, где возглавлял то ли отряд ГВФ, то ли аэроклуб, точно не знаю, как и не знаю, где он теперь.

Капитана Бондаренко, командира 3АЭ, видел на экране телевизора года полтора тому назад, когда подводились итоги телевикторины, организованной ГВФ, видимо он и сейчас работает в ГВФ в Москве.

Реклама

Весьма благодарен Вам за снимок. С приветом, Синицын Владимир Иванович, директор вечерней школы № 8 гор. Белгорода, капитан запаса.

20/II-68 г.».

А вот и та самая фотография.

Судьба одного сборника
Реклама

II. «Мститель»

История снимка и судьба самолёта заинтересовали меня. Я решил найти о них всю возможную информацию.

Поиск по фото в интернете дал мне обескураживающий результат. Мне попадались только лишь разрозненные и противоречивые сведения.

Первой мне на глаза попалась та самая фотография Марка Редькина — опубликована на сайте «Военный альбом», а описание к ней гласило, что на самолёте Ил-2 с надписью «Мститель» и номером 25 летал герой СССР Нельсон Степанян.

В качестве подтверждения там же приводятся со ссылками на другие источники следующие сведения:

«26 ноября 1944 года в газете «Коммунист» опубликовано сообщение о вкладе трудящимися Армянской ССР личных сбережений в фонд обороны СССР:

Реклама

«Члены коллегии адвокатов Армянской ССР собрали из своих личных сбережений 115 000 рублей и внесли в Госбанк в фонд обороны Союза ССР. Адвокаты выразили желание приобрести на эти деньги боевой самолёт и вручить его Герою Советского Союза Нельсону Степаняну.

Парторг колхоза имени Сталина села Норкянк, Артикского района, Армянской ССР Ерем Погосович Аракелян свои личные сбережения в сумме 100 000 рублей внёс на постройку боевого самолёта. В письме к товарищу Сталину Аракелян просит на эту сумму приобрести истребитель самой последней конструкции и вручить его лётчику, Герою Советского Союза Нельсону Степаняну.

Председатель колхоза им. Сталина села Авдалар, Котайкского района, Григор Айрапетович Тевосян, по примеру знатного патриота-колхозника Ферапонта Головатого внёс 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта новейшего типа. Тов. Тевосян в своём письме к товарищу Сталину просит самолёт назвать «Мститель» и передать Герою Советского Союза Н. Степаняну.

Реклама

Это противоречило тому, что дед написал в своем письме в газету. По его письму, фотографию Редькин сделал 2 мая 1945 года.

Поиск информации о Нельсоне Степаняне показал, что Степанян, бесспорно, был настоящим героем, и, вероятно, действительно летал на Ил-2 с номером 25. Но он был сбит над Балтикой в 1944, вероятно, на том же самом Ил-2 № 25.

Получается, что пилот упал сбитым в Балтику на своей машине в 1944 году, а в 1945 году его самолёт снова в строю…, но это невозможно. Значит, наш «Мститель» — это другой самолёт, другое подразделение, или где-то ошибка.

Стараясь разузнать побольше, я обратился по почте к Виталию Тимошенко, историку авиации. А появилась такая возможность тоже благодаря Интернету: на Международном Военном Форуме

Реклама
есть ветка сообщений, посвящённая штурмовику Ил-2. Пролистывая страницу за страницей, среди этих сообщений я увидел фотографию Владимира Бондаренко, ту самую, на которой запечатлён и Борис Карпович Свирс, командир 567 ШАП, и другие однополчане-лётчики.

В переписке Виталий Тимошенко сообщил мне все, что ему было известно о самолёте Ил-2 № 25 с надписью «Мститель», и поделился соображениями по вопросу, является ли фотография ретушированной или нет.

Виталий сообщил, что, по его мнению, Степанян никоим образом с этим самолётом не связан. Есть два фото этого Ил-2 с разными ракурсами съемки. Из этого следует чисто логический вывод: незачем рисовать на фотографии молнию два раза, если можно сделать одно ретушированное фото и не морочить себе голову!

Реклама

Кроме того, Виталий высказал удивление тем, что на фотографии, где изображен Ил-2 с молнией, номера остальных самолётов заретушированы, как и вообще на самолётах этого полка, что видно на фотографиях.

Виталий поделился также и фотографиями, на которых был запечатлён Владимир Бондаренко.

Что ж, теперь многое встало на свои места. Действительно, Нельсон Степанян не имел отношения к «Мстителю», это был самолёт 3 авиаэскадрильи 567 Штурмового Авиаполка, которому было присвоено наименование «Берлинский», 198 Штурмовой авиадивизии 16 Воздушной Армии.

Ну, а в дополнение к этим выводам, мой друг и коллега по основной профессии (юрист) Илья Морозов, в то время — сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил в Москве, прислал несколько интересных фотографий.

Реклама

На них — инвентарные карточки фотоэкспонатов ЦМВС. Некоторые из них — это репринты снимков Марка Редькина, на оборотной стороне которых Борис Карпович Свирс, бывший командир 567 ШАБП, собственноручно в 1980 году оставил надписи, подтверждающие основные факты, связанные с Ил-2 № 25 «Мститель».

III. Борис Прокофьевич Шаблинский

Продолжая поиски информации, и просматривая очередную страницу поисковой выдачи, я вдруг — не сразу, а на примерно втором десятке страниц — увидел ссылку на статью «Геринг обещал господство в небе. Володя Бондаренко победил рейхсминистра».

Автором статьи указан корреспондент Николай Дым, издание — «Советская Белоруссия» от 20 февраля 1998 года.

Реклама

Адреса страницы в интернете не сохранилось, но по распечатке были приведены выходные данные. У меня сохранилась лишь скопированная с веб-страницы часть статьи. Поиск в архиве газеты ничего не дал. Впоследствии выяснилось, что эта же статья была опубликована в разное время два раза в одной и той же белорусской «Народной газете» — 04 сентября 1999 года под названием «Крылатый мститель», и 18 марта 2005 года под названием «Крылья над Берлином».

В статье велось повествование от лица ветерана Великой Отечественной Войны Бориса Прокофьевича Шаблинского.

Текст статьи отчасти повторял то, что мой дед писал и в своем письме! Разница между письмом и статьей, судя по датам, была

Реклама
ровно в 30 лет.

Удивительное совпадение! Это должно что-то значить.

Теперь я знал и имя ветерана, однополчанина моего деда — Борис Прокофьевич Шаблинский.

Но как теперь найти Шаблинского? Понятно по названию газеты и тексту статьи, что речь пойдёт о Минске. Но где, всё-таки, и как связаться?

Мне повезло: в интернете я нашёл сведения о том, что когда-то Борис Прокофьевич работал в государственной нотной библиотеке. Позвонил туда, и к счастью мне дали его телефон, сообщив, что он давно там не работает, и сейчас плохо слышит.

Несколько дней я обдумывал звонок и собирался с духом. Но, наконец, позвонил.

Каково было мое удивление и радость, когда на другом конце провода я услышал: приятный голос пожилой женщины: «Вам кого? Бориса Прокофьевича? Сейчас позову!». Это была супруга Бориса Прокофьевича, Гертруда Станиславовна.

Реклама

Был очень волнующий разговор.

Конечно, Борис Прокофьевич не сразу расслышал и понял, зачем ему звонит какой-то мужчина из Санкт-Петербурга и сбивчиво рассказывает про своего деда. Да и имени моего деда он не припомнил. Но мне удалось убедить Бориса Прокофьевича в необходимости встречи, которая и состоялась 8 мая 2016 года.

То, что я узнал, превосходило любые мои ожидания.

Борис Прокофьевич попал на фронт в 945 ШАП, но после некоторого времени был переведен в 567 ШАП мастером по радиооборудованию. Он служил как раз в той самой 3 авиаэскадрилье, командиром которой был и Володя Бондаренко, пилот Ил-2 № 25 «Мститель», и даже обслуживал радиоаппаратуру этого самолёта.

Реклама

IV. Как это было

Естественно, обсудили мы и снимок Марка Редькина, на котором изображен Ил-2 № 25 «Мститель» Владимира Бондаренко. В общем и целом Борис Прокофьевич подтвердил то, что указывал и Борис Карпович Свирс собственноручно на копиях фотографий.

Картина теперь сложилась полностью.

В конце апреля 1945 года, в 567 Штурмовой Авиаполк, размещённый на аэродроме близ Бухгольца, примерно в 15−20 км от Берлина, прибыл военный корреспондент и фотограф газеты «Красная звезда» капитан Марк Редькин. Находился он там в течение нескольких дней — вероятно с 27 апреля по 1 мая 1945 года, и был направлен туда по специальному заданию — с целью фотографирования Берлина с воздуха.

Реклама

С 27 апреля и по 1 мая Редькин делает снимки событий из жизни 567 ШАП.

1 мая 1945 года лётчики полка получили приказ провести последнюю штурмовку Берлина, и на вылет отправились 7 Ил-2: один под управлением самого комполка — Бориса Карповича Свирса, с Марком Редькиным на месте воздушного стрелка, другой — № 25 «Мститель» под управлением Владимира Бондаренко, командира 3 АЭ, и еще 5 машин.

Штурмовка проведена успешно, специальное задание выполнено. Во время штурмовки и был сделан тот самый знаменитый снимок, который стал основной частью фотоколлажа «Возмездие».

Судьба же самого «Мстителя», судя по немногим упоминаниям его в воспоминаниях однополчан, вероятно, сложилась печально: самолёты были оставлены на территории Германии и вероятно сожжены, когда полк перебрасывали обратно, на родину, в Советский Союз.

Реклама

Более точных свидетельств нет. Нет и прямых доказательств гибели самолёта, а потому поиск будет продолжен.

Почему — «Мститель»? Одна из версий — по воспоминаниям однополчан, Владимир Бондаренко долго просился на фронт, это ему удалось после 2 писем Сталину. Владимир долго упрашивал командование полка разрешить ему нанести надпись «Мститель» на борт, в знак того, что он мстит и за брата. Командир полка долго не шёл навстречу Бондаренко: характер у Владимира, как рассказал Борис Прокофьевич, был сложный, и не раз у него возникали с комполка конфликты. Но летал он мастерски, воевал геройски, и комполка разрешил. Так № 25 и стал «Мстителем». Ну, а стрелка-зигзаг не была особым отличительным знаком, и встречалась она на фюзеляжах и других самолётов, потому не несла она никакой особенной смысловой нагрузки, кроме общей — скорость, стремительность, разящий удар.

Реклама

А несколько дней назад Виталий Тимошенко прислал мне ссылку на журнал боевых действий 3 аэ 567 ШАБП за период с 15 января 1945 по 01 мая 1945 года, опубликованный на сайте pamyat-naroda.ru.

В нём имеется запись о вылете от 01 мая 1945 года с 13:20 по 14:20, с заданием «Сфотографировать юго-западную часть центра Берлина», в котором принимали участие 7 самолётов (1 штабной и 6 самолётов 3 авиаэскадрильи) под управлением пилотов: старшего лейтенанта Бондаренко, лейтенанта Белостоцкого, майора Свирса, лейтенанта Власова, лейтенанта Метелева, младшего лейтенанта Кадлашева, подполковника Неверова. В кабинах стрелков находились корреспонденты фронтовой иллюстрации ГлавПУРКА капитан Редькин и старший лейтенант Архипов.

Реклама

V. Воспоминания

Борис Прокофьевич кроме прочего сообщил мне, что по согласию и на основе решения однополчан он был избран секретарём совета однополчан 567 ШАП, и что ему было поручено составление и издание сборника воспоминаний однополчан, ведение записей о встречах однополчан, собирание и сохранение свидетельств их боевой работы и славной истории полка.

Он показал мне материалы, которые ему удалось собрать. В прошлом ему и единомышленникам удалось оформить эти материалы в «самиздатовском» переплёте, размножить и разослать однополчанам.

Общими усилиями удалось составить 2 тома, содержание которых охватывало всю историю боевого пути 567 Штурмового Авиационного Берлинского Полка 198 Штурмовой Авиационной Варшавской Дивизии 6 Авиационного Люблинского Корпуса 16 Воздушной Армии 1 Белорусского фронта.

Реклама

В сборнике были представлены:

— статистические сведения о командовании и личном составе полка с даты его формирования по окончание войны,

— сведения о боевой работе полка и ее результатах,

— воспоминания однополчан, их письма, стихи, личные свидетельства их подвигов и героической работы для Победы,

— справочные материалы, фотографии, исторические документы, относящиеся к жизни полка, встречам однополчан после войны.

Были представлены в сборнике и наградные документы, и газетные статьи, и другие документы, имеющие отношение к 567 ШАБП.

Борис Прокофьевич поведал, что издать сборник официальным выпуском не удалось, хотя работа велась и попытки предпринимались. Посетовал и на то, что никому, видимо, эти материалы не интересны.

Реклама

Мы приняли решение во что бы то ни стало опубликовать сборник. И вот, спустя несколько лет подготовительной работы, воспоминания о боевом пути 567 Штурмового Авиационного Берлинского Полка увидят свет.

VI. Заключение

Поначалу все произошедшее казалось мне цепочкой удивительных совпадений. Но прошло время, и теперь все события предстали естественными и закономерными.

Обстоятельства прошлого и настоящего времени так тесно переплелись, что почти исчезло расстояние, грань, отделяющие наше время от событий семидесятипятилетней давности. Протяни руку — и вот она уже касается крыла «двадцатьпятки».

С сегодняшним днем оказалась непосредственно и неразрывно связана история простых людей, оказавшихся на самой кровавой и жестокой войне, в одном полку, рассказанная ими самими, и вдруг зажившая самостоятельной жизнью.

Реклама

Судьба этого сборника сложна, а путь его к читателю был долгим и извилистым. Как и вся наша жизнь немедленно становится историей, так и события Великой Войны неминуемо и неумолимо уходят в прошлое. Удержать их в поле нашего зрения и в нашей памяти — и наш кровный, родной долг, и наша почётная забота. Мы не имеем права дать темноте забвения скрыть самоотверженное и героическое, свершённое нашими отцами, дедами и теперь уже прадедами.

Сборник перед вами.

Хочу поблагодарить за помощь, поддержку, сотрудничество в опубликовании этого сборника:

— Бориса Прокофьевича Шаблинского, его супругу Гертруду Станиславовну, а также сестру Гертруды Станиславовны — Ирину Станиславовну, за предоставленные материалы, тексты, информацию и поддержку. Они сейчас живут в Минске, Республика Беларусь. Именно благодаря им до нас дошли воспоминания 567 штурмового Берлинского. Стойко и самоотверженно они противостоят забвению, борясь с невзгодами и жизненными трудностями,

Реклама

— Илью Морозова, моего друга, который помогал «бороться и искать, найти и не сдаваться»,

— Виталия Тимошенко, историка авиации, за информацию и поддержку,

— Петра Заику, увлечённого авиацией коллегу-коллекционера и историка, за фотоматериалы и информацию,

— Дениса Лаврова и Михаила Хорошева, замечательных ребят из «ШколыЖизни.ру», которые взялись за предприятие по редактированию, технической подготовке и опубликованию сборника воспоминаний.

Антон Меркушев

6 марта 2020 года

P. S.

Предисловие написано мной 6 марта 2020 года. Но работа над публикацией материалов шла до настоящего времени — и будет идти еще некоторое время, материалы будут публиковаться постепенно, а по завершении — будет издана книга. Ее я надеялся вручить Борису Прокофьевичу Шаблинскому и его родным в будущем. Однако жизнь вносит свои коррективы.

11 мая 2020 года Борис Прокофьевич Шаблинский ушел из жизни.

К огромному сожалению и несчастью, с нами его больше нет.

Борис Прокофьевич знал о публикации и работе над ней. Знал, что материалы увидят свет: тогда это было уже решено. Поэтому его усилия не прошли даром.

Будем помнить.

Реклама