В борьбе за права темнокожих жителей Америки было изобретено слово, которое заменило ошибочное указание расовой принадлежности человека. По своей сути оно ничуть не лучше тех наименований, которые теперь считаются неполиткорректными, и настолько же ущемляет права и свободы тех, у кого в роду были невольники из Африки. А может быть, никаких предков из экваториальных краев и не было…
Далекие от американских реалий граждане высмеивают попытки заокеанских борцов за равноправие выдумать новую речь, которая будет приятна уху тех, кого ранее унижали. Не будем вдаваться в тонкости политики и экономики, чтобы найти какие-либо признаки того, что для темнокожего человека за века без рабства что-то поменялось (или не поменялось). Поищем признаки освобождения в истории, социальной психологии и расоведении (не путать с
Темнокожие
Первые рабы на Американском континенте появились, вероятно, еще до прихода туда европейцев. Правда, уровень цивилизации индейских империй не позволял выискивать ресурсы для содержания большого количества бесправной рабочей силы. Плененные во время военных действий люди куда чаще приносились в жертву богам, чем продавались на рынке и становились лишними ртами в племенах победителей.
Европейским колонистам нужна была дармовая рабочая сила. Изначально для этих целей использовали персон, приговоренных к каторжным работам. Естественно, это были собратья колонистов — европеоиды. Живой товар с Черного континента на невольничьем рынке Нового Света в первый раз появился в 1619 г.
Непрерывные войны африканских племен позволяли белым колонистам осуществлять масштабные закупки пленных у победителей. Последние поняли, что это прибыльный бизнес, и утроили усилия в охоте на людей. В результате совместных стараний работорговцев двух континентов в Америку до XIX века было доставлено 12 миллионов рабов.
Афроамериканцы
Очень условно современных американцев можно поделить на аборигенов, пришлых и потомков интернациональных союзов. Если вторую категорию еще можно отнести к какой-то конкретной расе, то последнюю — невозможно. К ней, кстати, относится большинство жителей континента, независимо от цвета его кожи.
Если один из предков человека обладал темным цветом кожи и передал этот признак по наследству, это еще не значит, что он был выходцем из Африки. Велика вероятность, что неизвестный пра-прадедушка нашего «афроамериканца» относился к австралийской группе, которая выделяется в отдельную австралоидную расу.
Теперь поговорим о нашем современнике. Помимо незнакомого ему предка, который, возможно, прибыл из Африки, в его роду было огромное количество людей с европейскими и азиатскими корнями. Если права человека на самоопределение в стане уважаются, то каждый вправе ассоциировать себя с тем народом или регионом, связанным с происхождением его предков, который ему ближе.
Получается, что парень темнокожий может именоваться евроамериканцем или азиатоамериканцем, а то и австралоамериканцем. Но ведь никому не интересна его богатая родословная и культурные традиции его семьи, куда важнее цвет его кожи: он — афроамериканец!
Африканцы
Переспрашивать у каждого человека, к какому роду-племени он относится, — трудно. Ориентироваться на собственные представления о внешнем виде выходцев из конкретного края — некультурно. Про расистские прозвища и говорить не стоит — это не достойно человека. Что же делать?
Даже неглубокие знания о происхождении человека позволяют вспомнить, что наш вид вышел из Африки. Все изменения во внешнем виде жителей различных регионов носят адаптивный характер. Наши далекие предки по своим морфологическим признакам мало чем отличались от современного населения экваториальной Африки.
Получается, что все мы афро, независимо от того, на каком континенте и в какой стране живем, какую пигментацию имеют наши кожа и волосы. Гордиться или стесняться этим самым, уравнивающим нас, афро — абсурдно. Все американцы — афроамериканцы, незачем тыкать пальцем в соседа или в себя любимого.
P. S. которого я не хотел
Развенчание культа «афро» планировалось мною как жизнеутверждающий просветительский рассказ. Я зарекался не пускаться в поиск корня зла в современных властных структурах и хитросплетениях зарубежной партийной активности. К сожалению, события последней недели в США не дают надежды на Золотой век братства и равенства всех выходцев из Африки в ближайшем будущем.
Джордж Флойд и Дерек Майкл Шовен — жертва и убийца — были знакомы по работе, однако версию бандитских разборок между ними следствие не рассматривало. Шовен и его подчиненный Тао не раз становились полицейскими-антигероями, на которых писали жалобы, но никаких санкций от начальства или народного возмущения в связи с этим не случалось. Публика сохраняла спокойствие не потому, что цвет кожи прежних жертв полицейского произвола был «неправильным», а потому, что президентских выборов не предвиделось.
Прежде чем поставить точку в обсуждении беспорядков, версий мотива преступления, давшего им старт, и личностей жертвы и убийцы, нужно внимательно присмотреться к фотографиям с мест уличных боев. Там каждый увидит все разнообразие оттенков кожи как у протестующих, так и у стражей порядка. Зато политические симпатии каждой из сторон не подлежат сомнениям. Вот оно — полнейшее равенство, которое сильно отличается от того, каким мы его себе представляли…