В этой статье я попытался разобраться в сути явления. К моему удивлению, пиратство оказало значительное влияние на развитие цивилизации. Конкретно мы поговорим о Золотом веке пиратства (1690−1725), не затрагивая современных «корсаров» и другие исторические примеры.
Мифы о классических пиратах возникли практически одновременно с их появлением и в будущем стали отличным материалом для литературы и кино. Но популярная культура не в первый раз искажает историю.
Миф 1: «Бессмысленная жестокость и насилие»
Главная ошибка, с моей точки зрения, это соотносить прошлое с нашей действительностью.
Достаточно сказать, что в те времена «стандартной» мерой дознания были пытки, а на публичные казни люди ходили как на бесплатное городское развлечение. Торговля рабами и эксплуатация детского труда были обычным экономическим явлением.
На фоне всего этого пиратство мало чем выделялось. Фактически это были люди своего времени во всех смыслах. Просто они выбрали относительно необычный род занятий.
Все возможные байки про те ужасы, которые творили пираты, часто распускали они сами. Это отлично работало на имидж пиратов. Люди их боялись, что помогало минимизировать применение оружия.
Пираты использовали «Веселый Роджер» для увеличения прибыли за счет грабежа. Такой расчет заставлял их избегать излишнего кровопролития. Обозначая идентичность пиратов, «Веселый Роджер» предотвращал кровавые стычки, жертвами которых могли стать не только сами пираты, но и невинные купцы. (Питер Лисон, «Невидимый крюк: секреты экономики пиратов»)
Все это нас подводит ко второму мифу, или почему им не было выгодно насилие.
Миф 2: «Пираты постоянно воевали (стреляли из пушек и другого оружия, дрались на саблях)»Реклама
Вот тут я был сам несколько озадачен, когда осознал две вещи.
1. Пираты просто не могли себе позволить повреждение судна. Зайти на длительную стоянку для них было рискованно (морских разбойников, знаете ли, тогда вешали быстро). Если их корабль терял маневренность, то сбежать на нем от преследователей тоже было затруднительно. Не говоря уже о том, чтобы наводить на кого-то страх.
2. Капитан корабля старался всеми силами беречь свой личный состав. Без «социального страхования» (вот, кстати, пример прогрессивного мышления) в виде выплат за повреждения ни один поход не состоялся бы.
Да, эти люди были лишены предрассудков, но деньги все-таки считали. Их «деловое предприятие» изначально было уже достаточно рискованным, чтобы делать глупости.
Миф 3: «Они занимались незаконным и аморальным делом, присваивая себе чужое имущество»
Величайшие преступления в мире совершаются не теми, кто нарушает правила, а теми, кто им следует. (Бэнкси)
А вот теперь самое интересное. Казалось бы, что пираты зарабатывали на страхе (а иногда, безусловно, применяли и насилие). То есть проявляли себя, как «плохие парни». На самом деле, не всегда. Иногда их действия были абсолютно законными.
В золотой век пиратства, в зависимости от состояния международных отношений, капитаны некоторых кораблей получали каперское свидетельство (официальная лицензия, дающая право на вооруженный захват кораблей стран-противников с применением силы и убийства, при этом часть добычи уходила монарху). Такая пиратская, по сути, деятельность официально называлась каперством. Однако если войны на какое-то время утихали и капитан не получал такого свидетельства, то за такие же действия его называли пиратом. Две стороны одной медали. (Сэм Коннифф Альенде, «Быть пиратом»)
Напомним, что недоброжелатели не случайно придумали «второе имя» для английской королевы Елизаветы — «королева пиратов». Напомним и о сэре Фрэнсисе Дрейке, национальном герое Британской империи и самом знаменитом пирате своего времени (в других странах).
Получается, когда власть имущим выгодно, ты — капер, а когда не нужен — пират?
Правящий класс тогдашних колониальных держав вел бесконечные войны за мировое господство, эксплуатировал собственный народ и выкачивал все богатства из колоний. И все это с одобрения христианской церкви, которая также имела свою долю в том или ином виде. В этом смысле все было абсолютно законно и морально оправданно.
Вот и выходит, что пираты были все-таки более справедливыми (на фоне того бардака, который царил в мире) и не такими лицемерными.
Кстати, их общее число было не так уж и велико. По некоторым оценкам речь идет о 1500 человек. Военный флот Великобритании насчитывал в те времена от 15000 до 45000 человек. В чем же тогда состояла их реальная угроза?
Миф 4: «Это просто морские разбойники и ничего больше»
Именно такой ярлык пиратам повесили те, кто их реально боялся.
Но парадокс заключается в том, что пираты Золотого века придумали многие прогрессивные вещи:
- «социальные выплаты» в эпоху, когда труд ремесленников немногим отличался от труда рабов;
- системы управления, которые успешно применялись и для военных операций, и для более мирных проектов;
- пиратские кодексы, которые обогнали во времени все демократические правовые наработки;
- собственные государства (пиратские республики);
- кругосветные путешествия и открытия.
Все это слишком объемно, чтобы уместить в одной статье.
Конец Золотого века пиратства
Отвечая на вопрос в заголовке «Кем были пираты Золотого века пиратства?», проще сказать,
Конечно, пираты грабили (не без этого!), но при этом они были военными, путешественниками, перевозчиками товаров, революционерами и просто отличными мореплавателями.
Интересно, что в определенные моменты истории ряды пиратов пополнялись опытными моряками и офицерами, которые оставались не у дел по завершению очередной войны.
Таким образом, пиратство было действительно значительным социальным явлением.
Правящая элита, выкинув самую активную часть населения на задворки общества (в буквальном и географическом смысле), фактически помогла появиться этому феномену. Когда власть имущие нуждались в помощи, они всячески «заигрывали» с лидерами корсаров, пока однажды те не стали для них слишком опасными. Не столько из-за потери своих захваченных кораблей, сколько из-за свободного образа жизни «морских разбойников» и возникающих в их среде прогрессивных идей.
И все же пираты успели повлиять на общество, пока их репутация не была окончательно подорвана. Вслед за этим пришел конец Золотому веку пиратства.