Пророческий некролог В. И. Семенова «Четыре года спустя»: что предсказал автор?

Реклама

27−28 мая 2020 года исполняется 115 лет со дня Цусимского сражения, в котором 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского была разбита японским флотом. Битва была настолько кровопролитной, что со временем слово «Цусима» стало нарицательным.

Много написано книг и статей об этой черной странице в российской истории. Мне же хотелось бы остановиться на небольшой мистической истории-зарисовке В. И. Семенова. Это некролог, написанный через 4 года после смерти З. П. Рожественского. Он настолько необычен, что я решила разобраться в некоторых его деталях. Тем более что всегда интересно не просто прочесть текст, но и проанализировать его, попытаться найти скрытый смысл, понять задумку автора.

Повествование начинается со строк о необычной храбрости японских мореплавателей, что понятно, ведь в море они чувствовали себя, как дома, занимаясь рыболовством в любую погоду.

Реклама

Затем, как бы в противовес этому качеству, автор разворачивает перед читателями невероятно мистическую картину. Он пишет, что одна ночь в году заставляет дрожать от страха всех японцев, застигнутых в море. Это Пасхальная ночь. Тогда рыбаки в ужасе наблюдают, как из морских глубин всплывают истерзанные остовы русских кораблей, как зарастают пробоины, разбитые орудия становятся на глазах целыми и невредимыми, на палубах появляются русские моряки. Именно в этот миг японских рыбаков охватывает ужас: а вдруг эскадра все-таки дойдет до берегов Японии? Когда читаешь этот эпизод, то воображение рисует картинку, от которой невольно перехватывает дыхание.

Но с востока уже спешит на помощь своим почитателям японская богиня Солнца — Аматерасу. Алеет восход. Первые нерешительные лучи солнца, как стрелы, начинают постепенно отправлять корабли и воскресших моряков обратно на дно.

Реклама

Думаю, здесь автор имел в виду не только поверье, что с рассветом призраки исчезают, но и военный прием японцев нападать на врага со стороны солнца, чтобы ослепить его и получить помощь богини Аматерасу.

Реклама

Автор пишет, что мистическая ночь воскрешения погибших повторялась каждый год в православную Пасху. Через четыре года после Цусимской битвы, наконец, среди восставших появился командир З. П. Рожественский, который умер в ночь на 1 января 1909 года. Это обстоятельство приободрило команду, появилась надежда добраться до берегов Японии и отомстить за все.

Реклама

Автор описывает момент, когда к Рожественскому подходит судовой священник с высоко поднятым крестом. Он спрашивает, смог ли адмирал выполнить свою миссию, поведал ли России правду об испытаниях, через которые прошла эскадра, правду о сражении и гибели стольких людей. Не зря же Господь оставил его в живых еще на четыре года.

Этот эпизод, на мой взгляд, символизирует то, что каждый умерший будет в ответе перед Богом за свою земную жизнь. Адмирал лишь произнес:

Реклама

Они и сами знают ее… (правду) Я ждал…

По словам автора, ждал он дня, когда солнце взойдет над Россией.

В целом этот мистический некролог производит неизгладимое впечатление. Особенно при первом прочтении. Но чтобы разобраться в его тайном смысле, нужно несколько раз прочесть текст.

А слова автора оказались пророческими. Ровно через 40 лет после кровавой Цусимской бойни теперь уже советские войска взяли реванш. В конце Второй мировой войны они разбили японскую армию, не оставив ей шанса. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала, и мечи потомственных самураев легли к ногам русских воинов.

Так, наконец, солнце взошло над Россией!

Реклама