«Вот какой у меня папа — весь в движении!» — с неподдельной гордостью говорит о своем неугомонном пожилом отце-авантюристе герой анимационного фильма, один из отважных спасателей команды Чипа и Дейла, обаятельный здоровяк по имени Рокфор. Хотя подобная характеристика больше подошла бы не зрелому мужчине, а какому-нибудь малышу-непоседе. Почему?
Живой организм состоит из клеток. Последние постоянно обновляются. Причем некоторые, например, у взрослых, просто «лениво» восстанавливаются в соотношении 1:1. Так затягиваются раны (от простых царапин на коже до более серьезных повреждений), так каждые семь лет «освежается» состав крови, заменяются с годами отдельные участки тканей, даже некоторые органы.
А вот количество других клеток растет очень быстро, буквально в геометрической прогрессии. Чтобы воочию убедиться в правдивости данного факта, достаточно вспомнить, как выглядит на иллюстрации из школьного учебника по биологии развитие эмбриона того же млекопитающего. Здесь процесс идет по принципу: погибла-разрушилась одна клетка — возникло несколько.
Вот и «работают» молодые да ранние «организмы»: ползают, карабкаются на мебель, лазают по заборам и деревьям, плавают, играют в подвижные игры с утра до вечера, дерутся. Разрушают свои «старые» клетки. Чтобы дать возможность появиться новым. Иначе — не вырастешь. Для того и дана детям неуемная энергия, егозливость и любознательность.
Разумеется, так не может продолжаться бесконечно. Приходит время, рост организма прекращается.
А дальше? Дальше — самое интересное.
«Плато». Чем оно длиннее, тем продуктивнее и дольше «взрослая», «зрелая», «полностью осознаваемая» жизнь. Продлить данный отрезок существования человека на Земле — вот какую задачу ставит перед собой наука о старении. И первое, что геронтология со вздохом сожаления вынуждена признать — бессмертия нет. Даже количество долгожителей не слишком впечатляет. Много ли мы видим вокруг людей, достигших хотя бы каких-то «жалких» 200 лет?
Хотя множество теоретических выкладок смело допускают — это не слишком сложно. Однако законы диалектики суровы: критерий истины — практика. «Конец фильма» неизбежен. Стоит ли обманываться? Не лучше ли, чем «прятать голову в песок», подобно страусам, и внушать лживые надежды пожилым на «вечную жизнь», помочь им прожить то время, что каждому из нас строго «отмерено на небесных весах», максимально ярко и полноценно, наполнить смыслом и радостью хрупкий и такой небольшой «сосуд земного существования»?
Но как же понять, что пора принимать меры: делиться собственной энергией с тем, кто уже «пошел под горку»? Как определить, что на пороге замаячила старость?
Первый и, пожалуй, единственный верный признак молодости — ироничное отношение к жизни как таковой. Своей, страны, планеты… «Что наша жизнь? Игра!» Брюзжим? Значит — стареем…