В 1950-е годы американцы, узнав о том, что табачный дым связан с раковыми заболеваниям, призадумались, что привело к снижению продаж табака. Ведущие мировые производители ответили на это широкими научными исследованиями, надеясь найти идеальный фильтр, который сделал бы сигареты безвредными и обеспечил компаниям безбедное будущее.
Кампания растянулась на 10−15 лет и привела к созданию фильтра из ацетата целлюлозы, более или менее эффективно улавливающего канцерогены. Но кроме этого, производители ясно поняли, что курение табака приносит человеку вред и удовольствие благодаря одним и тем же компонентам.
Людям трудно оторваться от приятных привычек, поэтому они с радостью восприняли известие о том, что их любимые сигареты могут быть менее вредными. Благодаря рекламной шумихе продажи восстановились и пошли вверх. Но лишь табачные короли знали истинное положение дел, не спеша делиться своим пониманием ситуации с потребителями.
Исследования по созданию идеального фильтра для сигарет продолжаются, пожалуй, до сих пор. Но примерно с середины 1960-х никто не пытается изобрести безвредную сигарету, ведь это невозможно. Цель разработок — маркетинговая, и здоровье потребителей к ней не имеет никакого отношения. Деньги тратятся ради увеличения продаж вредного и опасного для жизни продукта.
Россия и другие страны таможенного союза — не пионеры в борьбе с ухищрениями табачных корпораций. «Лёгкие» и «мягкие» сигареты уже запрещены во многих странах, однако запрет касается лишь маркировки, не затрагивая сути — вредного для здоровья перфорированного фильтра, создающего иллюзию защищённости.
Если рассмотреть на свет оболочку ацетатного фильтра «лёгких» сигарет, можно увидеть в ней мелкие дырочки перфорации. Эти отверстия нужны для того, чтобы разбавить дым воздухом и снизить концентрацию продуктов сжигания табака. В результате «мягкий» дым ощутимо меньше «дерёт» горло, чем известные когда-то «Гуцульские», «Памир», «Прима» и прочие раритеты. Но означают ли приятные ощущения отсутствие или хотя бы снижение вреда курения?
Привыкший к регулярной дозе никотина организм не обманешь. Он требует «своё», и курильщики вместо одной «ядрёной» сигареты вынуждены курить две «лёгких». Фильтр удаляет из дыма лишь некоторые из вредных веществ, зато других, сжигая две сигареты вместо одной, курильщик вдыхает значительно больше обычного.
В последние десятилетия медики отмечают рост такой формы рака, как аденокарцинома. Этот всплеск исследователи связывают с тем, что сегодня в лёгкие курильщиков поступает больше дыма, чем раньше. И «виноваты» в этом сигаретные фильтры, создающие иллюзию безвредности.
Кроме этого, дополнительные предпосылки для развития рака вызывают мелкие частицы ацетатных волокон, которые вдыхаются курильщиками вместе с продуктами горения табака.
Японские исследователи в 2012 году выяснили, что аденокарцинома значительно опаснее других форм рака и чаще вызывает смерть пациентов. Например, в Австралии от рака лёгких умирает больше женщин, чем от рака молочной железы. Хотя последний диагностируется значительно чаще, с ним легче бороться.
Среди всех курильщиков планеты женщин примерно в пять раз меньше, чем мужчин, но именно женщины чаще предпочитают «лёгкие» сигареты с фильтром, именно на них нацелены рекламные кампании, продвигающие опасные продукты, маркированные успокаивающими надписями.
Таким образом, фильтры «лёгких», «мягких» и любых других сигарет не спасают людей, а губят их. Остаётся надеяться, что запрет некоторых видов маркировки — лишь первый шаг к обузданию аппетитов табачных компаний.