Снижение умственной и физической работоспособности серьёзно ухудшает качество жизни пожилых людей и стариков. В худшем случае поначалу малозаметные неприятности с годами приносят все больше страданий и могут перерасти в болезнь Альцгеймера.
Наука пока не может предложить панацеи, способной вернуть молодость. Однако немало исследований пришло к однозначному выводу: регулярные физические упражнения замедляют негативные процессы, воздействуя на гиппокамп — область головного мозга, которая контролирует память, обучение, равновесие и пространственную ориентацию.
Исследователи из немецкого Центра нейродегенеративных заболеваний в Магдебурге сравнили эффективность воздействия на мозг двух типов физической нагрузки — тренировок на выносливость и танцев. Оказалось, что пожилые люди способны уменьшить проявление признаков
Упражнения вызывают благоприятный эффект замедления или даже противодействия возрастному снижению мыслительного и физического потенциала. В этом исследовании мы показали, что два разных типа физических упражнений — танцы и тренировки на выносливость — увеличивают область мозга, которая уменьшается с возрастом. В сравнении — только танцы привели к заметным поведенческим изменениям с точки зрения улучшения равновесия.
Для участия в эксперименте исследователи пригласили добровольцев, чей средний возраст составил 68 лет. С одной группой каждую неделю на протяжении 18 месяцев проводили обучающие танцам занятия, с другой — тренировки на выносливость и гибкость.
У всех волонтёров по окончании занятий и тренировок отмечено увеличение гиппокампа. Это важно, так как именно эта, ключевая для памяти, ориентации и способности к обучению область мозга страдает от болезни Альцгеймера и склонна к возрастной деградации.
Но почему один вид физической нагрузки оказался эффективнее другого? Почему воздействие танцев более заметно? Исследователи связывают различия с разнообразием задач, решаемых мозгом в процессе тренировок.
Если участники, которые тренировали выносливость, выполняли однообразные упражнения, такие как ходьба и езда на велосипеде, то танцоры на каждом занятии осваивали что-то новое. Как объяснила доктор Рехфельд:
В танцевальной группе мы пытались представить нашим пожилым постоянно изменяющиеся танцевальные программы разных жанров. Шаги, комбинации рук, фигуры, скорость и ритмы менялись каждую вторую неделю, чтобы поддерживать непрерывный процесс обучения. Самым сложным для участников было вспоминать забытые со временем танцевальные схемы без подсказок инструктора.
Как считают учёные, именно наличие связанных с физической активностью и требующих решения проблем активизирует мозг. Лучшим их источником оказались танцы.