Контроль поведения посторонней силой — похоже, реальная угроза для людей. С биологической точки зрения — чем, собственно, мы лучше других видов, пусть и не столь разумных? В природе немало примеров, когда управление чужим организмом становится стратегией выживание паразитирующих видов.
Например, гриб кордицепс паразитирует на муравьях, что приводит к их смерти. Но прежде чем умереть, насекомые поднимаются в крону деревьев, откуда грибные споры разносит ветер.
Личинки червей волосатиков паразитируют чаще всего на наземных насекомых, улитках и ракообразных. По завершении цикла развития паразит заставляет носителя зайти в воду, где волосатик прогрызает покровы хозяина (тот при этом обычно погибает) и выходит в водоём.
По мере развития личинка может менять хозяина на более крупного. Например, находясь в теле улитки, волосатик изменяет цвет её глаз на стебельках-усах с черного на красный, синий или желтый, сами глаза делает крупными и выпученными. Это привлекает внимание птиц, которые склёвывают улиток.
Волосатики, хотя в народе и распространены легенды-ужастики, для людей безопасны, но от других паразитов у нас нет иммунитета.
Половая фаза жизни паразита токсоплазма проходит исключительно в кошках, бесполая — в теле любого теплокровного, в том числе в птицах, крысах и людях. По различным оценкам в мире носителями токсоплазмы являются от 30 до 40% людей, в некоторых странах и того больше, во Франции, к примеру, 81%.
Токсоплазмы способны изменять поведение своего хозяина, из-за чего гибнет около 4% всех птиц. Крысы и мыши перестают чувствовать запах кошачьей мочи, смелеют и больше проводят времени на свету, облегчая охоту кошек.
Зараженные паразитом мужчины становятся агрессивнее и ревнивее. Из-за рискованного поведения возрастает вероятность их гибели в автомобильных авариях. Женщины проявляют большую склонность к суициду. Есть мнение, что токсоплазмоз может быть причиной деменции, психических расстройств и аутизма.
Как именно крошечные организмы влияют на поведение человека до конца пока не выяснено. Исследователи лишь установили, что присутствие токсоплазм влияет на уровни нейромедиаторов, таких как дофамин.
Исследователи из Калифорнийского технического института в Пасадене выявили, что поведение людей способны контролировать не только паразиты, но и бактерии, которых в человеческом организме великое множество.
В симбиозе человека и бактерий последних в восемь раз больше, чем клеток нашего тела. Как показали исследования ученых, бактерии регулируют не только пищеварение, но и многие другие процессы. Изменения в микробиоме могут стать причиной диабета, неврологических заболеваний, рака и астмы.
По сведениям голландских исследователей кишечные микробы могут непосредственно влиять на производство нейромедиатора серотонина, что в свою очередь регулирует коммуникабельность, тревожность и восприятие внешних воздействий. Не исключено, что в будущем депрессии и тревожные состояния можно будет лечить, корректируя состав микробиома.
«В будущих исследованиях мы попытаемся понять, как эти микроскопические повелители манипулируют нашими решениями, — пишет генетик из Университета Джона Мура в Ливерпуле Робби Рэе (Robbie Rae). — Их влияние на общество, культуру и политику не следует недооценивать».