Даже пошивший его модельер Уильям Травилла отзывался о своём творении, как о «глупом маленьком платье». А тогдашний муж актрисы — Джо Димаджио — этот наряд буквально ненавидел. Тем не менее, платье не просто запомнилось, а стало одной из самых культовых вещиц второй половины XX века. Тут, как говорится, всё дело «не в тексте, а в контексте»…
Повторюсь — ни знаменитое платье, ни сам фильм не были чем-то особенным. Сюжет этой непритязательной комедии крутился вокруг эротических грёз мужчины, жена и сын которого укатили на каникулы. Воплощением этих грёз и стала героиня Мэрилин Монро — ожившая красотка из рекламы зубной пасты.
Дело происходит жарким летом, поэтому в любовных фантазиях немаловажную роль играет шаловливый ветерок. То лопасти вентилятора защемят платье героини, то она задерёт свою блузку, чтобы охладиться у кондиционера… Однако решающую роль сыграют потоки воздуха, которые вырываются из метро через вентиляционную решётку. Когда герои возвращаются из кинотеатра, героиня Монро становится прямо на решётку и игриво говорит:
По нынешним временам эта сцена выглядит совершенно безобидно. Но тогда режиссёру так и не удалось её снять в естественной обстановке. Хотя всё происходило глубокой ночью, съёмочной группе не давали покоя толпы зевак, стекающихся посмотреть на задирающееся платье кинозвезды. В результате съёмки перенесли в павильоны «20th Century Fox», но и там потратили на сцену целых 40 дублей.
Разумеется, кадры, где платье вздымалось выше талии, из фильма вырезали. Но и без этого эффект был сильным. Образ хохочущей Монро, придерживающей непокорный подол, был мгновенно растиражирован и в итоге стал своеобразным логотипом актрисы. В 2011-м году в Чикаго даже поставят 6-метровую статую «Мэрилин навсегда» — всё в той же знаменитой позе.
Культовый статус приобрело и само платье, которое тут же прозвали «Subway Dress» («Платье подземки»). Как я уже упоминал, создал его Уильям Травилла, который работал с Монро аж в 8 фильмах (вспомним, хотя бы, его наряды для к-ф «Джентльмены предпочитают блондинок») и даже какое-то время крутил с известной актрисой роман.
Уильям Травилла:
«Создание одежды для Мэрилин было актом любви, я обожал её».
Интересно, что белоснежное платье из «Зуда седьмого года» на самом деле было пошито из крепа цвета слоновой кости. Просто в то время чистый белый цвет на экране неизбежно превратился бы в серый.
По своему дизайну это было довольно традиционное коктейльное платье с оголённой спиной, глубоким вырезом на лифе, мягким поясом и плиссированной юбкой, доходящей до середины икры. Злые языки даже поговаривали, что Уильям Травилла его не шил, а просто купил в магазине. Как бы то ни было,
Тут надо сказать, что «фишка» с подолом не была столь уж оригинальной находкой. Режиссёр — Билли Уайлдер — не скрывал, что идею он почерпнул из короткометражки 1901 года под названием «Что случилось на 23-й улице Нью-Йорка», где сильный ветер так же бесцеремонно задрал юбку благопристойной дамы.
А уж после «Зуда седьмого года», кто эту сцену только не пародировал! Навскидку можно вспомнить Келли ЛеБрок из к-ф «Женщина в красном» (1984) или Анну Фэрис из «Мальчикам это нравится» (2008). Правда, в последнем фильме из решётки вырвался не охлаждающий ветерок, а горячий пар… Не менее смешным вышел и рекламный ролик батончиков «Сникерс» 2016 года, где в развевающемся «Subway Dress» предстал… актёр Уиллем Дефо.
Что касается оригинального платья Монро, то оно долгое время хранилось в коллекции её коллеги — актрисы Дебби Рейнолдс. Рейнолдс говорила, что это, наверное, «самое простое и в то же время самое знаменитое платье в истории». И с ней трудно не согласится. К 2011 году платье станет настолько ценным, что актриса продаст его на аукционе за 4,5 млн. долларов (а если учесть комиссию, то за 5,5 млн.).
Раз уж мы заговорили о скромных белых платьях и нескромных женских ногах, то, как тут не вспомнить эротический триллер «Основной инстинкт» (1992). Разумеется, речь пойдёт о знаменитой сцене допроса, где коварная обольстительница в исполнении Шэрон Стоун столь откровенно манипулирует ногами, что вводит присутствующих в ступор. Особенно, если учесть, что под платьем полностью отсутствовало нижнее бельё.
Впрочем, зрителям запомнились не только ноги, но и платье героини. Его создала художница по костюмам Эллен Мирожник — во многом под впечатлением образа актрисы Ким Новак из к-ф А. Хичкока «Головокружение» (1958).
Эллен Мирожник:
«Нужно было создать что-то простое, современное и без излишеств. Образ, в котором нет суеты и беспорядка, однако такой, что потом застрянет в памяти».
В итоге платье выполнило все творческие задачи киноискусства. Во-первых, оно было белым, поэтому ярко выделялось в сумраке комнаты. Во-вторых, облегающим, что в сочетании с цветом хорошо подчёркивало фигуру героини. В-третьих, оно создавало необходимый контраст, сочетая наглухо закрытый верх (т.н. платье-футляр) с сильно открытым низом и как бы говоря: «Не отвлекайтесь на другие части тела, следите только за ногами».