Актриса действительно была «красотою лепа, червлёна губами, бровьми союзна», отличалась точёной фигурой и роскошной копной рыжих волос. Огромную роль в формировании её образа сыграл американский художник по костюмам с французским именем Жан Луи, который работал с Хейворт с 1945 по 1959 год.
«Звёздный час» актрисы пришёлся на 1946 год, когда на экраны вышел к-ф «Джильда». Хейворт сыграла в нём главную женскую роль — роскошную раскрепощённую женщину-вамп, играющую мужскими сердцами. Центральной сценой фильма стало знаменитое выступление Джильды на сцене, где она исполняла шуточную песенку «Put the Blame on Mame» («Во всём виновата Мейм»).
Впрочем, зрителей восхитила не столько сама песня, сколько откровенный и чувственный танец героини. Его даже окрестили «стриптизом», хотя за всё время танца Джильда стянула с руки лишь одну длинную перчатку. Зато как она это сделала — вызывающе, кокетливо, медленно, как будто стягивала чулок с ноги.
Снять с себя что-либо ещё по тем временам было бы непозволительной смелостью (во франкистской Испании даже сцена с перчаткой показалась цензорам неприличной, и фильм запретили). Кроме того, раздеться дальше актриса не смогла бы даже физически… И вот почему.
Начнём с того, что, создавая длинное вечернее платье Джильды из чёрного атласа, Жан Луи вдохновлялся картиной Джона Сарджента «Портрет мадам Икс» (1884). На картине была изображена парижская светская дама Виржини Готро в чёрном платье, одна бретелька которого сползла с плеча. Тогда эта игривая деталь вызвала такой скандал, что художнику срочно пришлось «вернуть» бретельку на положенное место.
К 1940-м годам нравы изменились, и Жан Луи вообще убрал бретельки. Платье Джильды сверху имело прямое декольте, которое полностью открывало плечи, а снизу — один боковой разрез, поднимающийся до середины бедра. Всех удивляло, как актриса умудряется легко и свободно двигаться в столь рискованном наряде, без опаски оголить что-нибудь лишнее.
Дело в том, что платье сидело на Хейворт довольно плотно. Ниже груди спускался утягивающий корсет, призванный скрыть факт того, что Рита недавно родила и пока не вернула идеальные формы (ту же роль играл и бант на талии). Ну, а изнутри в верхней части платья и вовсе была отлита форма из расплавленного пластика.
После выхода «Джильды» актриса стала настоящей секс-бомбой. И не только в метафорическом смысле. Известно, что фото Риты Хейворт украшало одну из атомных бомб, которые взорвали во время испытаний на атолле Бикини 1 июля 1946 года. Узнав об этом, актриса прочувствовала себя оскорблённой и даже хотела дать пресс-конференцию в Вашингтоне. Однако президент «Коламбия пикчерз» Гарри Кон выступил против, заявив, что это было бы «непатриотично».
Влияние «стиля Джильды» на моду в киноискусстве трудно переоценить. Британская газета «The Independent» включила танец Джильды в десятку «самых модных сцен в кино». В похожем платье танцевала Мэрилин Монро в к-ф «Джентльмены предпочитают блондинок» (об этом я расскажу подробнее в другой статье).
И уж совсем откровенно знаменитое платье Джильды было «скопипастено» для мультяшной Джессики Рэббит из к-ф «Кто подставил кролика Роджера» (1988). Эта нарисованная красотка выглядела настолько порочной (этакой гипертрофированной пародией на сексуальные фантазии мужчины), что ей даже приходилось оправдываться: «Я не плохая, меня просто так нарисовали!».
Наряд Джессики тоже выглядел более вызывающим, чем у Джильды. Спина у героини открыта чуть ли не до ягодиц, цвета яркие и сексуальные: перчатки — фиолетовые, а платье — красное, переливающееся блёстками. Правда, сделать так, чтобы платье сверкало постоянно, оказалось слишком дорого, поэтому оно переливается лишь во время выступления Джессики на сцене, когда она исполняет песню «
Сегодня, благодаря развитию пластической хирургии, многие легко обретают формы мультяшной красотки и натягивают на себя каноническое платье.