Допустим, нынешняя область Италии Ломбардия получила название от своих захватчиков — сурового германского племени лангобардов (т.е. «длиннобородых»). Можно вспомнить и рыжебородого скандинавского бога Тора, и пышные усы галлов Астерикса и Обелиска из французских комиксов.
Историк Диодор о племени галлов:
«Широкие и густые усы, словно сито, закрывают им рот, впрочем, иные совершенно сбривают бороду, другие только отчасти, знатные же почти всегда бреют бакенбарды».
В VIII веке франкский король Карл Великий получил у Римского папы благословение на царство и стал вводить в обиход цивилизованные римские обычаи — коротко подстригать волосы и брить подбородок. Правда, установить настоящий облик Карла трудно — иногда его изображали только с усами, а иногда — с полноценной бородой. То же касается и императора Священной Римской империи — Оттона I (Х век), которого изображали то бородатым, то бритым. Видимо, всё зависело от моды той или иной эпохи. Судите сами…
В начале XI века один немецкий аббат жаловался другому на то, что всё шире распространяется «отвратительный для скромных глаз постыдный обычай пошлых французов стричь бороду, укорачивать и деформировать одежду».
Зато в 1105 году проповедник Серлон Сеезский выступает уже против моды на бородатость. Он заявляет: «Длинные бороды придают людям вид козлов, чьей мерзкой порочности постыдно подражают своими грехами прелюбодеи». А прелюбодеи, мол, не бреются «из опасения, что их короткая щетина будет колоть их любовниц во время поцелуев».
Затем (в начале XII века) мода на бородатость вновь проходит (по крайней мере, в среде аристократии). Почти все рыцари на средневековых миниатюрах изображены бритыми. Что и неудивительно, в герметично закрытом шлеме борода и длинные волосы — лишняя помеха. Одним из исключений был германский император Фридрих по прозвищу Барбаросса (что значит «краснобородый»), который свою рыжую бороду очень ценил.
Кстати, именно корень «барба» («борода») содержится в собачьей кличке Барбос и названии острова Барбадос (считается, что его так окрестили из-за фиговых деревьев, которые были обвиты эпифитами, словно бородами).
Гладко выбритые лица особенно широко распространяются во времена Бургундской моды и моды раннего Ренессанса, когда мужчины хотели выглядеть вечно молодыми юношами. В то время пышные бороды или бакенбарды в обязательном порядке носили лишь наёмные солдаты — ландскнехты, за что над ними постоянно подшучивали.
Но приходит XVI век и моду начинают диктовать первооткрыватели Нового Света — испанцы. Они распространяют по миру обычай носить «эспаньолки» — клинообразные недлинные бородки, так хорошо подходящие к круглым кружевным воротникам. Эспаньолки носились с короткими стрижками и с подкрученными вверх тонкими кончиками усов. Некоторые модники даже надевали на ночь на подбородок специальный деревянный пресс, чтобы сохранить «украшение» нетронутым.
Испанской моде последовали и в других странах — например, бородки украшают лица таких известных англичан XVI века, как Фрэнсис Дрейк и Вильям Шекспир.
Вскоре бороду начинают носить и многие священники-протестанты, но не ради красоты, а чтобы противопоставить себя бритому католическому клиру.
В
Ещё одним фасоном бороды мы обязаны Людовику XIII (и опять-таки случаю). Как-то король решил собственноручно побрить одного из своих офицеров, да переборщил — от бороды остался только маленький кустик под нижней губой. Так в моду входит бородёнка «муш», которая в сочетании с кошачьими усами хорошо известна нам по облику королевских мушкетёров.
В середине XVII века волосатость постепенно исчезает с лица. В эпоху Людовика XIV мужская мода становится чрезвычайно вычурной, искусственной, можно даже сказать, женственной. Аристократия водружает на головы пышные парики и сбривает бороды, оставляя лишь небритую полоску под нижней губой и две разделённые под носом полоски усиков.
К началу XVIII века исчезают даже эти остатки былой роскоши и начисто выбритое лицо господствует в Европе почти полтора столетия. Всё это время окладистая борода воспринимается как символ ретроградности, дикости и даже свирепости. Вспомним хотя бы герцога Синяя Борода — серийного женоубийцу из сказки Шарля Перро. Или вполне реального пирата по прозвищу Чёрная Борода, который для устрашения противника любил вплетать в свою косматую бороду дымящиеся фитили.
Неудивительно, что именно в начале XVIII века большой поклонник западноевропейских порядков Пётр I решил объявить бороде настоящую войну на своей родине — в России… Но об этом уже в следующей части.