История усов и бороды - 2. Зачем египетская царица бороду носила, а македонский царь брил?

Реклама
Грандмастер

Прошлый раз я собрал и обобщил главные аргументы в пользу ношения бороды. Сейчас мы подкрепим их конкретными примерами, а также проследим, как менялось отношение к волосатости лица у разных народов в разные исторические периоды.

Гранитный сфинкс с лицом египетской царицы Хатшепсут.

Как я уже писал, многие народы придавали бороде чуть ли не религиозный смысл.

Реклама

Так, древние иудеи считали бороду неприкосновенной в полном смысле этого слова — её даже не стригли. Мусульмане тоже стали отращивать бороду — поначалу для того, чтобы отличаться от язычников. Пророк Мухаммед так и говорил: «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». Позже нравы смягчились. Что, впрочем, не помешало иранскому аятолле Хаменеи в 2012 году назвать короткую бородёнку короля Марокко «плевком в лицо Пророка».

Похожий обычай сложился и на Руси. Там брить подбородок могли лишь юноши до 25 лет, после чего бороде давалась возможность расти, как заблагорассудится. Её не стригли, но всячески ухаживали — расчёсывали, смазывали маслом. Брадобритие считалось занятием противоестественным и постыдным.

Реклама

В сборнике законов «Русская правда» ущерб («поторгание»), нанесённый чужой бороде, оценивался штрафом в 12 гривен. Для сравнения: за отсечение пальца платили всего 3 гривны, а за 12 гривен можно было купить 15 коров или 6 лошадей.

Борода считалась не только неприкосновенным мужским достоинством, но и знаком, отличающим православного человека от бритых «латинян"-католиков. Некоторые священники даже считали, что «без бороды и в рай не пустят». В подтверждение они говорили, что сам Христос и апостолы были бородаты, а также приводили отрывки из «Библии» вроде: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Левит, 19, 27).

Когда старинному обычаю начала угрожать западная мода на бритые лица, приходилось принимать серьёзные меры. Так при Иване Грозном в 1551 году на Стоглавом соборе горячо обсуждался вопрос о брадобритии. После оного было выпущено постановление:

Реклама

«Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют ни брити брад и усов, ни постригати… Правило святых апостол сице глаголет: „А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша“».

Как-то в начале XVI в. великий князь Василий III захотел понравиться литовской княжне Елене Глинской, для чего гладко побрился на западноевропейский манер. Церковь резко отреагировала на подобное кощунство — отлучила Василия от причастия и не пускала в храм. Так и топтался великий князь на паперти, пока его борода вновь не отросла.

Реклама

Безбородость Лжедмитрия I также лишь добавила в народе уверенности, что «царь-то ненастоящий».

Очень ценили бороду и древние ассирийцы. Правда, в отличие от русских и иудеев, они делали на ней настоящую причёску — пряди завивали косичками в несколько ярусов, а между ними вплетали золотые нити. С бритым подбородком ходили только евнухи, а человек с неухоженной бородой вызывал всеобщее презрение.

Древние индусы тоже украшали свою бороду: известно, что они окрашивали её в пурпурный, зелёный или тёмно-синий цвет. Позже они начали брить подбородок, но оставляли пышные усы. А вот сикхи из Пенджаба до сих пор лелеют свою бороду — носят её накрученной на шнур (концы от которого убираются под тюрбан) и распускают лишь в особых случаях.

Реклама

Несмотря на то что у монголоидов волосы на лице растут плохо, древние китайцы всё равно отпускали бороду и длинные висячие усы. Правда, усы у них выходили тоненькие, а борода жиденькой. Последняя часто напоминала длинную мочалку, свисающую с подбородка (взгляните на портреты китайских императоров или мудрецов).

А вот в Древнем Египте бороду было принято брить. Лишь отдельные чиновники и жрецы носили маленькие кубические бородки. И только для фараона — земного воплощения бога Хора — борода была обязательным атрибутом и служила символом власти. Правда, делали её (как, кстати, и парики) из чужих волос и крепили к подбородку повязкой. Она была узкой и длинной с загнутым кончиком (нечто похожее носил в наше время певец Борис Гребенщиков (

Реклама
Борис Гребенщиков 30.06.2023 г. внесён Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента)). Бороду приходилось цеплять даже египетской царице Хатшепсут, когда у неё были официальные приёмы (патриархальность власти ещё никто не отменял).

Что касается древних греков, то здесь нас может ввести в заблуждение современный исторический кинематограф, где Ахиллы и Одиссеи нередко щеголяют гладко выбритыми лицами. Однако стоит посмотреть на росписи древнегреческих амфор, как становится понятным, что взрослые греки бороду носили практически поголовно. Они заботливо ухаживали за ней, завивали и стригли, придавая конусообразную форму. Отсутствие волос на лице говорило лишь о том, что человек ещё слишком молод. Например, без бороды изображался вечно юный бог Аполлон.

Реклама

В эпоху повальной педерастии (а было в Древней Греции и такое) появление бороды делало юношу мужчиной и избавляло от сексуальных домогательств со стороны «старших товарищей». Безбородого мужчину жестоко «троллили». Например, знаменитый философ Диоген спрашивал у такого: не собирается ли он подать в суд на природу за то, что она сотворила его мужчиной, а не женщиной?

На стороне «бородатой» моды был и суровый «идеолог» Спарты — Ликург. Он заявлял, что «обилие волос и бороды делает тех, кто приятен наружностью, ещё приятней, а уродливых — ещё ужаснее для врагов». Если спартанец струсил в бою, ему сбривали бороду, чтобы все видели его позор.

Закончилась бородатая традиция лишь в эпоху Александра Великого. Говорят, что у македонского царя борода росла плохо. А тут ещё подвернулся удачный повод. Перед битвой при Гавгамелах по войску прошёл слух, что персы (которые сами были изрядно бородаты), в бою очень любят подло хватать противника за бороду. Чтобы лишить врага этой возможности, Александр приказал воинам побриться, тем самым положив начало новой традиции.

Реклама

В следующей статье я расскажу о том, как обстояли дела с бритьём в Древнем Риме.

Реклама