Всевозможные шлемы, очки, акселерометры, перчатки и гироскопы широко используются в электронных играх. Но виртуальная реальность способна не только обеспечить приятное и интересное времяпровождение, но и влиять на по-настоящему реальные вещи. Например, лечить людей.
Терапия с помощью виртуальной реальности используется для лечения фобий и посттравматических стрессовых расстройств. По мнению исследователей из Университетского госпиталя Чунг-Анг (Chung-Ang University Hospital), в Сеуле виртуальная реальность способна помочь людям, страдающим от алкогольной зависимости. У пациентов, участвовавших в исследовании, после детоксикации и сеансов виртуальной терапии снизилась тяга к спиртному.
При лечении тревожных расстройств виртуальная реальность используется для моделирования и многократного повторения в безопасной и контролируемой среде ситуаций, вызывающих страх и ужас у пациентов. С помощью виртуальных моделей больных обучают правильным действиям, которые помогут справиться с тревожным состоянием, если аналогичная моделируемой ситуация возникнет в реальном мире. Считается, что многократные контакты с причинами беспокойств делают последние привычными и ослабляют зависимость, вызывающую страдания.
Для исследования возможностей лечения с помощью виртуальной реальности алкогольной зависимости доктор Дуг Хен Хан (Doug Hyun Han) и его коллеги привлекли 12 пациентов. До начала исследования со всеми пациентами провели ряд тестов, чтобы изучить процессы обмена веществ в мозге.
В сравнении с группой здоровых добровольцев, у всех больных алкогольной зависимостью выявили более быстрый метаболизм лимбической системы головного мозга, что, по мнению Хана, указывает на повышенную чувствительность к раздражителям, в том числе — к алкоголю.
После недельного курса детоксикации пациенты прошли по 10 сеансов терапии виртуальной реальностью. Дважды в неделю им моделировали одну из трёх ситуаций: расслабляющую, провоцирующую (например, «помещали» пациента в ресторан, где все окружающие пили спиртные напитки) и вызывающую отвращение (звуки и запахи людей, употребивших слишком много алкоголя).
После пяти недель виртуальной терапии пациенты повторно прошли тесты, аналогичные тем, что проводились до начала лечения. Оказалось, что у всех больных быстрый метаболизм лимбической системы замедлился, что предполагает снижение тяги к алкоголю.
По мнению доктора Хана, результаты его работы требуют уточнений в ходе дополнительных исследований, но свидетельствуют, что виртуальная реальность может помочь пациентам, страдающим от алкогольной зависимости. Эффективность новой технологии лечения обусловлена тем, что пациент не просто помещается в условия, близкие к реальным, но от него требуется активное участие и противодействие обстоятельствам.
Будьте здоровы!