Каким был идеал женской груди в разные времена? Часть 1: античная и средневековая

Реклама
Грандмастер

В 1994 году полицейские некоторых европейских столиц обратились с требованием убрать с автострад рекламные бигборды, где модель Ева Герцигова кокетливо и коварно требовала: «Смотри мне в глаза! В глаза, я сказала!» Выполнить эту незатейливую просьбу оказалось не так-то просто, взгляд водителей предательски сползал вниз… В результате увеличивались не только продажи бюстгальтеров Wonderbra, но и число дорожно-транспортных происшествий.

Средиземноморская грудь

«Уста моей любимой — розовый бутон.
Груди ее — яблоки любви…».
(Древнеегипетский поэт эпохи Нового Царства)

Мнения по поводу размеров и привлекательности женской груди у разных народов и в разное время сильно отличались. Тем не менее можно утверждать, что средиземноморские культуры — колыбель Западной цивилизации — издавна относились к этой части тела с пристальным вниманием.

Уже древние египтянки оставляли свой стройный небольшой бюст открытым, а минойские женщины с острова Крит и вовсе выпячивали свои прелести из максимально открытых декольте.

Что уж говорить об античных эстетах! Их Афродиты-Венеры надолго станут для европейских художников каноном телесного совершенства. Хотя, рассматривая статуи трезвым взором, можно отметить, что по современным меркам греческие богини на «секс-бомб» явно не тянули.

Реклама

Грудь их была невелика (не больше второго размера), но зато симметрично расположенная, упругая, высокая, правильной чашеобразной формы. Ходила даже легенда, что знаменитый потир — ритуальная винная чаша, затем ставшая частью христианской литургии, была создана по образу и подобию груди знаменитой Елены Прекрасной — дамы, послужившей причиной Троянской войны.

Показательна и история гетеры Фрины, с которой Пракситель ваял статую Афродиты Книдской. Многие суровые афинские мужи возмутились, что прообразом богини стала какая-то «девка», и призвали осудить Фрину за богохульство. Однако на заседании суда адвокат Фрины — Гиперид — применил необычный способ защиты. Он обнажил перед судьями грудь подсудимой и воскликнул: «Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой…». Как писал историк Афиней, при виде столь совершенной красоты

Реклама
«судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты».

Чтобы придать бюсту высоту, античные женщины начали поднимать его, подвязывая лентой — первым прообразом лифчика. Позже подобными лентами особо пышногрудые римлянки даже бинтовали свои перси — в моде была стройность. А вот загар не ценился, поэтому на грудь стали наносить свинцовые белила, невзирая на всю вредность этой процедуры.

Наплевательски относиться к этой части тела могли разве что воинственные мифические амазонки — женщины на самом деле не такие привлекательные, как их изображают в современных фильмах. Ну, какому мужчине нужна дама без одной груди (согласно легендам, амазонки специально выжигали ее, чтобы было удобнее стрелять из лука). Впрочем, как известно, мужчин эти ярые феминистки соблазнять и не планировали…

Реклама

Астеническая грудь Средневековья

«- Поручик, как Вы находите мою грудь?
— С трудом с мадам…»
(анекдот)

Христианство, пришедшее на смену вконец распустившейся античности, ударилось в другую крайность. Телесное отныне считалось греховным, а обнажение тела на людях, соответственно — греховным искусом. Аскетические идеалы сказались и на эталонах женской груди. Новые каноны прекрасно иллюстрируют строчки латинской «Комедии о трех девушках» XII в.:

Девушки груди свои нередко бинтом пеленают,
Ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила.
Но не нуждалась в бинтах предо мною представшая дева —
Грудь ее малой была в скромной своей полноте.

Средневековое тело должно было быть худым, стройным, изящно изогнутым, без слишком «вульгарных» выпуклостей. Эта стройность подчеркивалась очень узким и, естественно, наглухо закрытым платьем. Позже в моду входит лиф, который туго шнуровался.

Реклама

Некоторые доходили до того, что утверждали, что Богоматерь даже при кормлении младенца стыдливо отворачивалась… Публичное обнажение женской груди считалась дикостью и языческим варварством. Изображать нагими позволяли только Адама и Еву, когда они еще жили в раю и нагота их была невинна. Голыми нередко изображали и ведьм, но их отвисшие, как тряпки, груди могли вызвать только отвращение.

Петрарка:
«Они должны быть небольшими, белыми, круглыми, как яблоки, упругими».

У. Эко «Имя Розы»:
«Он указал на маленькие груди Приснодевы, высоко и туго затянутые корсажем, завязками которого играли ручонки Младенца: «Видишь? Те же сосцы пригожи, что выпирают не сильно, полны, в меру упруги, но не колышутся дерзко, а возвышаются еле, воздеты, однако не сжаты».

Реклама

Мода на плоскогрудость дольше всех продержалась в Испании, где власть католической церкви была очень велика. В XVI—XVII вв., когда уже почти по всей Европе дамы пользовались корсетом, чтобы приподнять и выделить свою грудь, испанки, напротив, с помощью того же корсета утягивали ее почти до нулевых размеров. Мало того, чтобы остановить рост груди испанским девочкам клали на грудь свинцовые плиты. Понятно, что о декольте не могло быть и речи. Даже шея обязательно пряталась за огромным воротником. Правда, контуры груди таки обозначались с помощью двух полукружий жемчужных нитей поверх гладкого лифа.

Однако в большинстве европейских стран грудь начинает отвоевывать «место под солнцем» уже с XV века. Первыми были бургундцы, чьи дамы ввели в моду то самое декольте (фр. Decollete — «отсекающее шею»). Поначалу оно представляло прямоугольный вырез на платье (спереди и сзади) и, действительно, открывало в основном шею, а не грудь. Однако с началом Реннесанса глубина декольте стала стремительно увеличиваться…

Реклама

Продолжение следует…

Реклама