В это же время поэты в своих вожделениях поднимаются уже выше щиколоток и воспевают сочные икры.
Н. Олейников:
Дитя, страшися тлена!
Да здравствует нога,
Вспорхнувшая из плена
На вешние луга!
За юбки до колена!
За то, чтобы в чулках
Икра, а не гангрена
Сияла бы в веках!
С 1930-х годов начинается мода на длинные стройные ноги, эталоном которых становится знаменитая Марлен Дитрих.
Фетишем становятся чулки со швом, созданные из недавно открытого нейлона. Они имели такую притягательность, что в трудные военные годы женщины, не имеющие подобных чулок, имитировали их, дорисовывая себе шов на икрах карандашом!
Несмотря на игривые картинки 1940-х «пин-ап», где дамы то и дело, как бы «невзначай», демонстрировали точеные ножки в чулочках, в обыденной жизни такое кокетство не приветствовалось.
Тем не менее в 1946 году была создана новая раздельная модель купального костюма, названная в честь ядерных испытаний на атолле Бикини. Постепенно становятся популярны и конкурсы красоты, где девушки дефилировали в открывающих ноги купальниках.
К концу 1950-х годов в моду снова входят высокие, да ещё и тонкие, каблуки — т.н. шпильки, придающие ногам стройность, а икрам — напряжение. Высота шпилек доходила до 15 см, поэтому считали их травмоопасными. А вот одна американка, напротив, утверждала, что настолько привыкла к шпилькам, что, когда обула обувь с каблуком пониже, тут же… сломала щиколотку.
Настоящая кардинальная революция под лозунгом «Свободу ногам!» произошла только в 1964 году, благодаря британской модельерше Мэри Квант.
По легенде, однажды она увидела, как её приятельница делает домашнюю уборку в коротко обрезанной (для удобства) старой юбке. Мол, это и натолкнуло модельершу на идею знаменитой мини-юбки.
На самом деле идея давно носилась в воздухе. В 1956 году мини-платья были пошиты актрисе Энн Фрэнсис для съемок в фантастическом фильме «Запретная Планета».
А в 1962 г. — за два года до Мэри Квант, подобные укороченные юбки были представлены на показах модельера Андре Куррежа. Но, во-первых, его модели адресовались состоятельным клиенткам, а во-вторых, он не додумался запатентовать своё изделие.
Когда Курреж в одном из интервью посетовал, что мини-юбку изобрёл он, а Квант лишь коммерциализировала его изобретение, то модельерше пришлось открыть правду: «На самом деле мини-юбки изобрела не я и не Курреж — их придумали девушки на улицах». И действительно, Квант впервые увидела мини у модниц-любительниц Лондонского района Челси, развила идею и снова вернула её на улицу.
Надо сказать, что первые модели мини-юбок открывали ногу лишь чуть выше колена, но затем их подол поднялся настолько, что девушка не могла даже наклониться, чтобы не открыть трусики.
Анекдот тех времён:
— Мальчик, почему ты плачешь?!
— Я потерялся…
— Надо было за мамину юбку держаться!
— Так я пытался, но не достал…
Говорят, в 1965 году, когда после первой демонстрации в Нью-Йорке мини-юбок модели Квант вышли на улицу, все машины остановились. Спустя год в мини появилась жена президента Кеннеди — Жаклин. Укоротились даже подолы юной английской королевы Елизаветы II.
Коммерческий же успех Квант был настолько велик, что королева даже наградила Мэри орденом — «за экономические заслуги».
А вот Габриэль Шанель была против коротких юбок и настаивала на том, чтобы подол обязательно закрывал колени — по её мнению, самую некрасивую часть женских ног.
Тем не менее право открывать ноги стало отдушиной для многих женщин в возрасте, ведь известно, что эта часть тела «стареет» значительно медленнее остальных. Недаром, бывало, что на конкурсах красивых ног побеждали даже старушки.
Триумф мини сказался и на других элементах одежды. Так чрезмерная рискованная открытость ног снизила популярность чулок, которые девушки сменили на колготы (не забудем также всякие лосины и леггинсы).
А в 1967 году Пьер Карден ввёл в моду соблазнительные лакированные сапоги, плотно облегающие ногу и поднимающиеся выше колена. В СССР 1970-х похожую обувь назовут сапогами-чулками, и она станет не только модным, но и сексуальным фетишем. Сцена из к-ф «Ирония Судьбы» (1975), где Женя Лукашин застёгивает сапоги Наде, вовсе не так невинна, как может сегодня показаться.
В итоге именно стройность и высота становятся отныне главными критериями красивых женских ног. Главными пропагандистами этих канонов становятся фэшн-модели с ногами, как говорится, «от зубов» (так длина ног модели Нади Ауэрманн достигает 112 см). Несмотря на это, антропологи установили, что ноги мужчин более пропорциональны, начинаются выше и поэтому всё-таки немного длиннее женских.
Конечно, после триумфа мини, модная длина юбки постоянно варьировала. Но именно с тех пор уход за ногами превратился в настоящее искусство. Сейчас трудно поверить, что когда-то женщины и не думали об эпиляции и не поняли бы значение слова «целлюлит».
Кстати, вместе с открытостью мини в женскую моду вошли и брюки. Трудно даже представить, какое облегчение и удобство испытали женщины, впервые натянув на себя это — прежде мужское — достояние. В 1960-х появляется брючный костюм, а в 1970-х начинается повальная мода на джинсы. Правда, какое-то время брюки считались недопустимыми на работе и в приличных ресторанах, но к 1980-х годах эти условности сошли на нет.
Практичность брюк, конечно, больше порадовала женщин, нежели мужчин. На улицах всё реже можно увидеть красивые женственные платья. Правда, о подчеркивании своих ножек девушки стараются не забывать даже в штанах, периодически отдавая предпочтение облегающим моделям вроде джинсов-скинни.