Что такое дженерики и надо ли их бояться?

Реклама
Профессионал

Лекарственные препараты, пожалуй, являются одним из самых демократичных товаров, который покупают все, начиная от малообеспеченных и кончая миллиардерами. Только одни могут позволить себе ацетилсалициловую кислоту, другим подавай аспирин от фирмы Байер. Кстати, ежегодное употребление аспирина составляет более 50 миллионов упаковок в год. А по сути, это то же самое.

Сравнительно недавно в лексиконе специалистов появилось слово «Дженерик»— красивое слово, несущее в себе большое смысловое значение. Википедия дает такое определение: «Джéнерик (англ. Generic, в русском иногда — генерик, женерик), или воспроизведённое лекарственное средство, — препарат, на который закончился срок патентной защиты

Реклама
», что, в основном, совпадает с определением, данным ВОЗ: «Под термином дженерический лекарственный препарат следует понимать такой лекарственный препарат, который предназначен для возможной замены инновационного лекарственного препарата, он выпускается без лицензии компании, производящей инновационный лекарственный препарат, и размещается на рынке после окончания срока действия патента или других исключительных прав».

На создание нового лекарственного препарата требуются значительные финансовые средства и длительное время — от нескольких сотен миллионов долларов до миллиарда и до 10−15 лет. Кроме разработки формулы активного вещества необходимо разработать технологию его производства, определить эффективность и побочное действие, начиная с испытаний на клетках и заканчивая добровольцами, провести соответствующие рекламные кампании. В среднем срок действия патента около 25 лет, и за оставшиеся 10−15 лет фирма-производитель должна возместить свои затраты и получить прибыль, поэтому стоимость патентованных лекарственных препаратов очень высокая, но качество гарантированное.

Реклама

Дженерик обходится гораздо дешевле. Производителю не надо разрабатывать технологию производства, не нужно тратиться на рекламу и раскрутку бренда — слова, отличающиеся от уже известных на несколько букв, воспринимаются как оригинальные, и, кроме того, становятся известны дополнительные осложнения. Естественно, дженерики стоят на порядок дешевле, чем патентованные средства, и раскупаются значительно быстрее.

Дженерик — фактически подделка, но качественная и легальная. Производитель дженерика юридически регистрирует свой бренд, а чтобы избежать обвинений в нарушении авторский прав, меняет одну-две буквы в названии товара. Например, компания Брынцалова выпускает на рынок препарат «Нош-бра» что является дженериком препарата «Но-шпа»; Пирацетам для российских врачей — в первую очередь воспроизведенный препарат Ноотропил; Ренитек (эналаприла малеат) вошел в обиход под наименованием его наиболее успешного на российском рынке дженерика — Энапа.

Реклама

Фирмы-производители болезненно реагируют на появление дженериков. Иногда с целью получения дополнительных прибылей сторонние производители несколько меняют технологию производства, что иногда снижает эффективность препарата и наносит ущерб репутации фирмы.
Кроме того, появляются новые лекарственные препараты этой группы — более эффективные и лишенные побочного действия, но из-за дешевизны больные используют дженерики.

От дженериков следует отличать копии и собственно подделки. Копии — это лекарственные препараты, которые воспроизводятся с нарушением прав патентной защиты. Иначе — пиратская продукция, как видеофильмы и компьютерные программы. А подделка — это когда активное вещество заменяется менее активным (но дешёвым) или просто нейтральным (мел, сода и др.)

Реклама

На российском рынке доля дженериков составляет около 95%, в США — 10−15%, в Японии — 25−30%, в Германии — 35%, во Франции — 50%, в Англии — 55%, в Италии — 60%, в Канаде — 64%.

Таким образом, бояться дженериков не нужно, а следует учитывать, что: дженерик содержит то же активное лекарственное вещество (субстанцию), что и оригинальный (патентованный) препарат; он отличается от оригинального препарата вспомогательными веществами (неактивными ингредиентами, наполнителями, консервантами, красителями и др.) и различия наблюдаются в самом технологическом процессе производства дженериков.

Можно дать общие советы по приобретению лекарственных препаратов:
1. Покупайте лекарственные препараты в крупных аптеках. Там вас обслужат специалисты, которые, в случае необходимости, дадут квалифицированный совет, и меньше вероятность приобрести подделку.

Реклама

2. Обращайте внимание на наличие инструкции по применению препарата. Инструкция должна быть отпечатана на качественной бумаге с чётким шрифтом и в конце должен быть указан адрес производителя с указанием номера телефона.
3. Не экономьте на здоровье. Пожалев несколько десятков рублей, вы можете потратить тысячи на восстановление здоровья.

Крепкого вам здоровья и меньше покупать лекарственные средства.

Использованные материалы:
Белоусов Ю. Дженерики — мифы и реалии // Ремедиум.
Вольская Е., Коковин Е. Сила и слабость дженериков: российский рынок воспроизведенных препаратов // Ремедиум.
Талибов О. Б. Дженерики и эквивалентность лекарственных препаратов.

Реклама