Ужасы про клещевой энцефалит наполняют брошюры, рекламирующие прививки. От боррелиоза прививки нет, так что, чем прививаться, лучше вовремя переодеваться. И время от времени проводить ладонями по своим рукам, ногам, голове и по спине соседа или соседки, потому что именно тактильный контроль самый надежный. Ползание можно не заметить, укус — не почувствовать, но когда в спокойный момент под рукой оказывается инородное тело, вцепившееся в тело родное, это трудно пропустить.
Без церемоний выкручиваем. Если любите ритуалы, то пусть это будет выкручивание против часовой стрелки. Ритуал умасливания лишен смысла и ведет прямиком к инфекционисту. На проверку. А вот если действовать решительно, то анализы не потребуются.
Разговоры о клещах — это ужас-ужас-ужас плюс длинные инструкции насчет правильных танцев с бубнами. В обязательном репертуаре пробежка в лабораторию с заточённым в сосуд виновником. И сорок уколов в живот. Нет, что-то другое, уколы в живот делали от бешенства в былые времена. В общем, что-то такое же бесполезное. А может, и полезное. Кто боится, тот делает, заодно узнает из плакатов на стенах, как полезно мыть руки перед едой.
Для смелых все просто: переодеваться сразу, одежду в стиралку или в ведре с крышкой — на балкон, а потом в стиралку, или макнуть в кипяток, или в пакет и в мусоропровод. Детей погладить по спинкам, потому что на спине легче всего клеща не заметить или не достать. Пол прихожей сразу вымыть.
Никаких ёжиков! На них клещей столько, сколько их можно встретить в лесу. Если на еже нет — значит, и в лесу нет.
Цветы, ветки, коряги, грибы придирчиво осмотреть, как рекомендуется осматривать швы снятой одежды.
Впившегося клеща выворачивать быстро и уверенно, никаких пятиминутных ожиданий того, что задохнется. На место укуса — йод или зеленку, даже простое хозяйственное мыло подойдет. Для пущей гарантии место укуса можно прогреть до температуры 60 градусов струей воды, бутылкой с горячей водой или нагретым камнем. От такой температуры вирусы гарантированно погибают. К сырому молоку это тоже относится, так что можно не кипятить, а прогревать минут десять на водяной бане. Кто не знал, что заразиться через молоко больного животного не труднее, чем от клеща-переносчика?
60 градусов — это температура, которая воспринимается как очень-очень горячая, но ожоги еще не возникают. И не бойтесь, что «белок сворачивается при 41 градусе Цельсия». Если в сауне бывали, то знаете, что это не так. Если что и свернется, то это вредная программа у вируса. Не выдержит он экзекуции и обезвредится раз и навсегда.
А вообще-то вирус энцефалита живуч и в сухом состоянии может годами изображать свое небытие. Положите клещика в баночку для лаборатории да так и забудете, а найдет эту баночку ваш внучек и попробует на зуб. Вроде в лес не ходили, а с ребенком что-то странное.
Пугаю. Не бойтесь. Вреда будет не больше и не меньше, чем от прививки.
Деревенские, живущие среди клещей, болеют не чаще, чем городские, следующие всем предписанным мерам безопасности. Не странно ли?
В лесной деревне банька — первейшее дело. А все потому, что никакой клещ не выдержит высокой температуры с лупцовкой розгами. И никакой вирус не успеет проникнуть в недра организма за то недолгое время, которое требуется опытному хозяину для подготовки баньки по возвращении из лесу. Хоть полсотни клещей на себе принесет — от всех вмиг избавится, и никаких последствий не будет.
Чем травиться спреями и запасаться иммуномодуляторами, лучше запомнить адрес и время работы ближайшей бани. Или соорудить ее у себя дома. Кто знает, как?