В особые периоды в жизни ребенка к адаптационным системам организма предъявляются повышенные требования: начало посещения яслей, детского сада, школы, сдача экзаменов, неурядицы в семье, заболевание ребенка, пребывание в стационаре и др. Стресс у детей может способствовать значительному дисбалансу между внешними условиями и способностью организма адекватно реагировать на них.
Проявления влияния стресса у детей в разных возрастных группах отличаются. У малышей до 2-х лет появляются нарушения сна, повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи. В возрасте от 2-х до 5 лет проявления стресса у ребенка может выражаться в поведенческой агрессии, неконтролируемых вспышках плохого настроения, заикании, гиперактивности, плаксивости. Дети постарше под воздействием этого процесса становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. Другие проявляют стресс «трудным поведением», приступами раздражения, вспышками ярости, которые показывают, что дети теряют контроль над собой. Нередко под влиянием этого фактора у них появляются нервные привычки или возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.
В большинстве случаев стрессовые состояния сопровождаются дефицитом магния.
Недостаток этого макроэлемента у ребенка можно установить по анализу крови, при этом лучше исследовать уровень магния в эритроцитах, так как магний на 99% концентрируется внутри клеток. Распространенное в клинике исследование этого макроэлемента не в клетках крови, а в ее сыворотке дает весьма приблизительные данные о его балансе в организме.
«Магний имеет основополагающее значение для здоровья детей, не менее важное, чем обеспеченность йодом. Будучи неотъемлемым компонентом сотен ферментов, магний влияет практически на каждый физиологический процесс, протекающий в организме ребенка. Обеспеченность магнием имеет особенное значение для метаболических процессов, протекающих в сердечно-сосудистой и нервной системах растущего организма ребенка,