Что делать, если сорван голос?

Реклама

Практически для всех людей, работа которых связана с говорением (а профессий, так или иначе не связанных с ним, довольно мало), характерна проблема периодических неприятностей с голосовым аппаратом. Причиной могут быть стрессы, плохая погода, холод, разговор на повышенных тонах, перенапряжение и/или какое-либо заболевание.

Я хочу поделиться своим опытом в восстановлении голоса, все мои рекомендации проверены на практике, требуют довольно много времени, но работают.

Кому это актуально? Учителям, певцам, актерам, менеджерам, консультантам, операторам связи… Список можно продолжать до бесконечности.

Характерные признаки неполадок со связками — ощущение «комка» в горле, першение, которое приходится «скашливать», после чего голос звучит как обычно, неожиданные срывы при разговорной речи, быстрая утомляемость голоса.

Я не буду вдаваться в подробности, когда там что смыкается и не смыкается и откуда берется хордит, просто даю общие рекомендации.

Реклама

1. Сразу снимаю с себя всякую ответственность — грамотное лечение, подходящее на 100%, может назначить только фониатр. Так что если проблемы с горлом дают о себе знать часто, а голос нужен по профессии (вокал, преподавание, любая работа, подразумевающая общение с клиентами), то к этому врачу необходимо сходить. Обязательно.

2. Сорванный и перегруженный голос в первую очередь лечится молчанием. Первое, что вам пропишет врач — голосовой режим. Не петь, не кричать, не шептать (при шепоте нагрузка на связки такая же, как при крике, а то и больше), а желательно и вообще не разговаривать.

3. Самая банальная диета, связанная с работой связок — исключить горячее и ледяное, перченое и сильно соленое, цитрусовые (все), виноград, мед, орехи, семечки, алкоголь.

Реклама

4. Сухое тепло на горло, даже если тепло на улице — желательно колючий натуральный шерстяной шарф.

5. Работа голосового аппарата напрямую связана с дыханием. Дыхательная гимнастика Стрельниковой хотя бы на 3−4 недели — идеальный вариант. Плюс необходимо купить губную гармошку и заниматься 3−6 раз в день буквально по минуте — дуть в нее на вдохе и выдохе, не отрываясь, стараясь, чтобы звук был ровным, не прерывался, не дергался. Вдох и выдох делать до предела. Начинать с 20 секунд — увеличивать до 1 минуты. Во время выполнения этого упражнения может возникнуть головокружение.

Реклама

6. Как ни странно, но во время лечения лучше не слушать музыку, где вокалисты дерут глотку, народную музыку, всяческий тяжелый рок и т. д. Наоборот — прослушивание песен с правильным, поставленным вокалом благотворно влияет на связки (я это не сама придумала — это мнение фониатра, фонопеда и моего преподавателя по вокалу).

7. Фонопедия. Желательно, конечно, чтобы упражнения назначил непосредственно фонопед. Но кое-какие общие рекомендации я могу дать. Но! Фонопедией занимаются, когда голос уже начинает восстанавливаться, а не на первой стадии лечения! То есть — сначала молчим и дышим, а уже потом начинаем голосовую зарядку! Фонопедией не занимаются с насморком, ангиной, фарингитом

Реклама
и т. д. Даже если горло болит «чуть-чуть» — молчим!

Зарядка эта делается 4−10 раз в день в зависимости от состояния голосового аппарата. Да, довольно нудно и сложно, но именно так связки реально можно восстановить.

Реклама

Дыхательные упражнения с голосом:
а) вдох носом — выдох носом, на выдохе тянем И-И (соответственно, с закрытым ртом) — 5−6 раз;
б) вдох носом — выдох ртом, на выдохе тянем А-А — 5−6 раз;
в) -//- С-С-С;
в) -//- Ш-Ш-Ш;
в) -//- Ф-Ф-Ф;
в) -//- Х-Х-Х.

Держа руку на груди, тянем «а-ах, о-ох, у-ух, э-эх, м-м-м» — чувствуя в ладони вибрацию (обязательно).

Сидя, на выдохе:
м-ма — ам-м
м-мо — ом-м
м-му — ум-м
м-мэ — эм-м

Сидя, на выдохе:
м-мам-м
м-мом-м
м-мум-м
м-мэм-м

Сидя, тянуть на выдохе: у-у-лю.
Сначала один раз, потом 2 раза ЛЮ, потом 3 и так до 10. Голос должен быть чистым, без хрипа. Через неделю упражнений делать его с поворотом головы в сторону на каждый слог. (Упражнение звучит жутко, сразу говорю.)

Реклама

Сидя, а затем стоя:
май-йам
мой-йом
муй-йум
мэй-йэм

Сидя, затем стоя:
ман-нал-л — лан-нам-м
мон-нол-л — лон-ном-м
мун-нул-л — лун-нум-м
мэн-нэл-л — лэн-нэм-м

Во всех упражнениях (кроме на «улю-лю») упор делается именно на сонорных звуках, тянем именно м-м, н-н, л-л.

8. Занятия вокалом с хорошим преподавателем, который не будет заставлять петь в неудобной тональности, срывать и перегружать голос. По большому счету правильные распевки — это та же фонопедия, укрепляющая связки. Но главное тут именно слово «правильные». Если распеваясь, драть глотку — вернетесь к тому, что было: хрипам, срывам, уменьшению диапазона, неестественному звучанию тембра и прочим прелестям.

Вот и все, что я хотела сказать по этому поводу. Берегите ваши голоса!

Реклама